Страница 1 из 12
Игровая форма проведения заня-тий по физической культуре на воздухе является одной из инте-ресных и распространенных форм дет-ской деятельности. Основное воспита-тельно-развивающее значение игровых занятий в том, что они служат естест-венной формой передачи детям необ-ходимого объема знаний в области фи-зической культуры. В то же время каж-дое занятие, состоящее из подвижных игр разной степени интенсивности, позволяет решать важные задачи, на-правленные на эмоциональное, физи-ческое и психическое развитие ребен-ка-дошкольника.
С целью оптимизации двигательной активности (ДА) детей в условиях до-школьного учреждения большое внима-ние уделяется вопросам организации и руководства подвижными играми на за-нятиях по физической культуре. Иссле-дование по этой проблеме в 2001—2003 гг. проводилось в ГОУ № 1881 компенси-рующего вида Юго-Восточного округа Москвы - городской эксперименталь-ной площадке. В учреждении созданы необходимые условия для ежедневных занятий с детьми 4—7 лет физической культурой. Детские площадки оснаще-ны физкультурно-игровыми комплекса-ми, включающими разные типы посо-бий: для упражнений в ходьбе и равновесии - бревна, бумы разной высоты, гимнастические скамейки; для прыж-ков - палки, обручи, конусы, скакалки; для катания, бросания, ловли - навес-ные мишени, мячи, наборы кеглей, сер-со, кольцебросы; для ползания и лаза-нья - игровые лабиринты, деревянные лестницы. Физкультурное оборудова-ние позволяет создавать вариативные условия для проведения игровых уп-ражнений («Достань предмет», «Кто больше соберет предметов одного цве-та, одной формы» и т.д.).
В процессе игр дети совершают мно-жество движений: ходьба и бег по на-клонному буму, ползание по гимнасти-ческим скамейкам, прыжки через ска-калку, лазанье по лестнице, забрасыва-ние мяча в кольцо и т.д. При этом они проявляют быстроту реакции, ловкость, выносливость, а также смелость, реши-тельность, находчивость и самостоя-тельность. Следует отметить также по-ложительную роль использования по-собий в подвижных играх для развития восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. На спортивной и детской пло-щадках достаточно места, чтобы дети могли свободно двигаться и реализовы-вать свои творческие замыслы.
Занятия по физической культуре игрового характера проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах ежедневно на спортивной пло-щадке в теплое время года. При разра-ботке содержания занятий предусмат-риваются:
- использование различных видов движений;
- включение подвижных игр разной интенсивности: игры с бегом, прыжка-ми, лазаньем, бросанием и метанием предметов, игры-соревнования, игры-эстафеты, спортивные игры и упражне-ния, народные игры, игры на ориенти-рование в пространстве, игры на разви-тие внимания, ловкости и точности вы-полнения различных действий.
Цель нашего исследования состояла в изучении влияния на организм ребенка различных форм креативной ДА. Мы использовали шагометрию, хрономет-раж, пульсометрию. Выявили значи-тельные индивидуальные различия в показателях ДА детей 4-7 лет. Около 60% составляют гиперактивные и мало-подвижные дети, имеющие отклонения в психофизическом развитии.
Для гиперактивных детей характе-рен синдром дефицита внимания, что мешает им сосредоточенно слушать взрослого, четко и до конца выполнять задания. Им свойственны агрессив-ность, конфликтность, двигательная расторможенность, неорганизован-ность, суетливость, импульсивность, вспыльчивость, изменчивость настрое-ния. У них слабо сформированы меха-низмы саморегуляции деятельности и поведения. Им необходимо давать дви-гательные задания на развитие глазоме-ра, силы и точности броска (прокатыва-ние обруча, мяча в воротики, метание разных предметов в цель с расстояния 3-6 м, бросание набивного мяча из-за головы и из разных исходных положе-ний, прокатывание мяча одной рукой между предметами).
Наряду с гиперактивными детьми беспокойство вызывают малоподвиж-ные дети . Они, как правило, часто боле-ют и имеют некоторые функциональ-ные отклонения. Для них характерны низкая ДА, слабая выносливость, значи-тельное отставание в показателях раз-вития основных видов движения (в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча) от возрастных нормативов. Мало-подвижные дети не уверены в своих возможностях, отказываются выпол-нять сложные двигательные задания, а также участвовать в коллективных иг-рах. Им присуща однообразная малоин-тенсивная деятельность с преобладани-ем статического компонента. У боль-шинства отмечаются инертность, пас-сивность, безразличие, обидчивость, плаксивость, нежелание контактиро-вать со сверстниками. Этим детям под-ходят игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движений и вынос-ливости, на переключение с одного ви-да деятельности на другое.
Материалы исследования свидетель-ствуют: уравновешенные дети с благо-приятным уровнем ДА быстрее усваи-вают правила игр, содержание игровых упражнений; им достаточно объясне-ния и одного-двух показов педагога. Детям с низким уровнем ДА необходи-мы замедленный показ отдельных эле-ментов движений с четким, подробным и многократным объяснением, наличие доброжелательной и спокойной обста-новки.
Накопление двигательного опыта происходит в игре. В процессе игровых занятий дети путешествуют в мире ска-зок, подражая действиям героев, демон-стрируют свои двигательные умения и навыки, постепенно приобретают при-вычку к здоровому образу жизни. Кроме того, они осваивают разные действия, учатся управлять своим поведением.
Для развития у детей способности к творческому решению задач в подвиж-ных играх мы использовали поисково-эксперименталъные методы (вопросы, загадки, карточки-схемы и т.п.), способ-ствующие пробуждению фантазии, со-зданию игровых образов, новых пра-вил, разных движений (танцевальные, ритмичные, спортивные), обыгрывание предметов и пособий.
В ходе занятий не следует забывать и о межпредметных связях. Например, при выполнении детьми прыжков с подражанием лягушке преподаватель, используя их знания о живой природе, может привести сравнение лягушки и жабы и задавать вопросы о том, что общего и чем они отличаются друг от друга. Игровая форма проведения занятий на воздухе способствует тому, что в про-цессе игры дети проявляют интерес и творчество, быстрее усваивают правила.
Дети, посещающие ГОУ № 1881, име-ют вторую группу здоровья (функцио-нальные нарушения опорно-двигатель-ного аппарата), тем не менее в работе с ними большое внимание уделяется развитию выносливости как важ-нейшему фактору повышения их функциональных возмож-ностей. Этому способствует прежде всего правильное со-четание физической нагрузки разной интенсивности, чере-дующейся с активным отды-хом.
Каждое занятие по физиче-ской культуре, проводимое в теплое время года на воздухе, начинается с легкой пробеж-ки. Для поддержания опреде-ленного темпа и ритма бега и с целью предупреждения утомления детей инструктор по физической культуре бе-жит впереди, а воспитатель - сзади. По-степенно, от занятия к занятию, дистан-ция увеличивается. За детьми, которым трудно ее преодолеть и которые нужда-ются в индивидуальном темпе бега, осу-ществляется медицинский контроль. На основании комплексного обследования каждого ребенка врач дает рекоменда-ции в отношении длительности и темпа бега с учетом возможностей детей, при-нимает активное участие во всех физ-культурно-оздоровительных мероприя-тиях. Это позволяет создать условия, при которых каждый ребенок способен выполнять посильную для него нагруз-ку, содействующую его физическому развитию и тренировке организма.
После преодоления детьми той или иной дистанции (от 200 до 500 м) про-водится дыхательная гимнастика (не-сколько раз на протяжении занятия). Детей следует научить правильно ды-шать и выполнять дыхательные упраж-нения: это способствует развитию ды-хательной мускулатуры, особенно мышц, обеспечивающих глубокий вдох.
2 младшая группа
ИЮНЬ
Физкультурные досуги |
|||||
1. Занимательная разминка. Игровые упражнения 2. «По мостику»- ходьба и бег между шнурами (ш. 20см). 3. «Прокати и догони»- прокатывание мяча вперёд. 4. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». 5. И.М.П. «Пузырь». |
1. Занимательная разминка - «Зайчата» - ходьба в колонне по одному, по сигналу -«зайчата»- дети выполняют прыжки на месте, по сигналу «лягушки». присаживаются, руки кладут на колени. Бег в колонне по одному. упражнения: 2. «Весёлые медвежата» ползание на четвереньках с опорой на ладони и стопы. 3. Подвижная игра «Поймай комара». 4. И.М.П. «Возьми флажок». |
1. Игра «Мы топаем ногами». 2. Игровые упражнения: «Парашютисты»- прыжки с гимнастической скамейки. 3. «Лягушки»- прыжки с продвижение по кругу). 4. И.М.П. «Тишина у пруда». |
1. Занимательная разминка –«Автомобили» - (ходьба и бег по сигналу). Игровые упражнения 2. «Смелые мышки»- лазанье под шнур. 3. «По мостику»- по доске, посередине перешагнуть кубик. 4. «Быстро возьми 5. Ходьба в колонне по одному с движение рук. |
«Здравствуй лето!» |
ИЮЛЬ
ЗАДАЧИ |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Физкультурные досуги |
Развивать двигательные навыки; воспитывать желание заниматься физическими упражнениями. |
1. Игра «Найди свой цвет». 2. Игровые упражнения: 3. «С кочки на кочку»- прыжки на двух ногах из обруча в обруч. 4. Подвижна игра «Самолёты». 5. И.М.П» Шли, шли и нашли». |
1. Игра «Быстро возьми» (кубик, мяч, кегля). 2. Игровые упражнения: «Прокати – поймай»- катание мяча двумя руками друг другу. 3. «Весёлые медвежата»- ползание на четвереньках по прямой. 4. И.М. П. «Что в пакете?». |
1. Занимательная разминка «Не задень» - ходьба и бег между предметами (кубики, кегли). 2.Игра «Ровным кругом». 3. Игровые упражнения: «По мостику»- ходьба по наклонной доске, свободно балансируя руками. 4. Подвижная игра «Мыши в кладовой». 5. Хороводная игра. |
Игра «Слушай сигнал» (ходьба и бег по сигналу: «Побежали»; 2. Игра «Все спортом занимаются» 3. Игровое упражнение «Прокати и сбей». 4. Подвижная игра «Наседка и цыплята» 5. И.М.П. по выбору детей. |
«В гости к солнышку»; «Весёлые зайчата»; «В гостях у сказки». |
АВГУСТ
ЗАДАЧИ |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Физкультурные досуги |
1. Игра «Лошадки» - ходьба высоко поднимая колени, в среднем темпе – «Лошадки идут», бег врассыпную. 2. Игра «Наседка и цыплята». 3. Игра «Лягушки»- прыжки по дорожке. 4. Игра «Трамвай». |
1. Игра «Найди свой цвет» (платочки трёх цветов). 2. Игровые упражнения: «Весёлые воробышки»- подлезание под шнур. 3. «Через ручеёк»- прыжки на двух ногах через верёвки. 4. Игра малой подвижности «Угадай, кто как кричит?». |
1. Игра «Лохматый пёс». 2. Игровые упражнения: «Прокати – поймай»- прокатывание мяча двумя руками друг другу под дуги. 3. «Не задень»- ходьба между кубиками. 4. Игра «Поймай комара» (с прыжками на месте) |
1. Игра «Ровный круг»- ходьба и бег по кругу. 2. Игровые упражнения: «Из обруча в обруч»- прыжки на двух ногах в обруч и из обруча. 3. Игра «Обезьянки». 4. Хороводная игра. |
«Весёлые игры»- игры аттракционы; «В гостях у мяча»- подвижные игры. |
средняя группа
ИЮНЬ
ЗАДАЧИ |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Физкультурные досуги |
Развивать двигательные навыки; воспитывать желание самостоятельно выполнять упражнения. |
2. «Кто быстрее доберётся до кегли»- прыжки на двух ногах с выполнением различных препятствий 3. Подвижная игра «Самолёты» 4. И.М.П. «Великаны и гномы» |
Игровые упражнения: 1. «Парами» - ходьба в колонне по одному, ходьба парами (чередовать) 2. «Попади в корзину»- метание мешочка в горизонтальную цель. 3. Подвижная игра «Подбрось - поймай» 4. И.М.П. «Колпачок и палочка»» |
Игровые упражнения: 1. «Самолёты»– ходьба и бег (руки в стороны) по всей площадке с поворотами в разные стороны. 2. «Не урони»- ходьба по бревну, приставным шагом с мешочком на голове. 3. «Перебрось - поймай»- перебрасывание мяча друг другу, стоя в кругу. 4. Подвижная игра «Зайцы и волк» 5. Ходьба в колоне по одному с выполнением упражнений на дыхание. |
Игровые упражнения: 1. «Догони свою пару». 2. Весёлые мышки»- ходьба на носках» змейкой» между кеглями. 3. Подвижная игра «Кролики» 4. И.М.П. «Кто ушёл». |
Физкультурный досуг ко дню защиты детей «Пусть радуются дети на всей планете»; «Народные подвижные игры». «Красный, жёлтый, зелёный». |
ИЮЛЬ
ЗАДАЧИ |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Физкультурные досуги |
Развивать двигательные навыки; воспитывать желание активно участвовать в подвижных играх. |
1. Игра «Цветные автомобили». 2. Игровые упражнения: «Попади в кеглю»- метание мешочка в цель. 3. «Мышки – норушки»- подлезание под шнур боком. 4. Игровое упражнения с мячом индивидуально. 5. Подвижная игра «Пилоты». Ходьба в колонне по одному. |
1. Игра «Найди свой домик». 2. Игровые упражнения: «Парашютисты»- спрыгивание с гимнастической скамейки. 3«Прокати»- катание обруча между предметами. 4. Подвижная игра «Ловишки». 5. И.М.П. «У ребят порядок строгий». |
1. Ходьба в колонне по одному между кеглями. Лёгкий бег на носках между кеглями змейкой. 2. Школа мяча: Ударить мячом о землю и поймать его двумя руками; Ударить мячом о землю, сделать хлопок и поймать его двумя руками; Ударить мячом о стену, сделать хлопок и поймать его руками. 3. Подвижная игра «Мяч через сетку». 4. Игра малой подвижности по выбору детей. |
1. Игра «Догони свою пару». 2. Игровые упражнения: «С кочки на кочку»; 3. «Быстрые жучки»- ползание на четвереньках по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени. 4. Подвижная игра «Лошадки». 5. И.М.П. «Хомячок». |
«Зов джунглей»; «Мой весёлый звонкий мяч»; «Весёлые старты». |
АВГУСТ
ЗАДАЧИ |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Физкультурные досуги |
Развивать двигательные навыки; воспитывать интерес к двигательной деятельности. |
1. Игра «У ребят порядок строгий». 2. Игра «Будь первым»- ходьба и бег в колонне со сменой ведущего. 3. Эстафета «Полоса препятствий»:-ползание под дугу прямо или боком; ходьба с переступанием через шнуры. 4. Подвижная игра «Найди себе пару». 5. И.М.П «Летает – не летает». |
1. Подвижная игра «Водители»- на красный флажок- ходьба на месте, на жёлтый флажок- ходьба по спортивной площадке, на зелёный флажок – бег врассыпную. 2. Игра «Затейники». 3. Игровое упражнение: «Переброска мячей»- бросание мяча друг другу двумя руками из-за головы. 4. Подвижная игра «У медведя во бору» 5. И.М.П. «Весёлый мячик». |
1. Игра «Слушай сигнал»- ходьба в колонне по одному, на сигнал: «Бабочки»- остановиться, помахать руками как крылышками, продолжить ходьбу, бег врассыпную. 3. «Пройди – не упади»- ходьба по бревну приставным шагом, руки на пояс. 4. Подвижная игра «Автомобили». |
1. Игра «Быстро возьми». 2. Игровые упражнения: «Добрось до кегли»- метание мешочков в цель. 3. «Мышки – норушки» - подлезание под шнур, боком с мячом в руках. 4. Игровые упражнения с мячом в парах и индивидуально. 5. И.М.П. «Тишина у пруда». |
«Детям спички – не игрушки»; «Весёлые игры» -игры-аттракционы. |
старшая группа
ИЮНЬ
ЗАДАЧИ |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Физкультурные досуги |
Развивать двигательные навыки; воспитывать интерес к совместным двигательным действиям. |
Тема: «Будь внимательный». 1. Игра «Найди себе пару»- ходьба врассыпную, ходьба и бег в парах. 2. Игра «Затейники (с мячами) 3. Игра – эстафета «Кто самый ловкий»- бег с преодоление препятствий. 4. Игра упражнение «Пронеси – не урони». 5. Хороводная игра по желанию детей. |
Тема «Мы спортсмены». Ходьба в колонне по одному, бег в разных направлениях, с перешагиванием препятствий. Непрерывный бег 1,5-2 мин. Игры- упражнения: 1. «По местам»; 2. «Кто быстрее» (прыжки на правой и левой ноге) 3. Подвижная игра «Парный бег» 4. И.М.П. «Делай, как, я ». |
Тема: «Весёлый мяч». Ходьба с мячом: На носках, руки с мячом вверх; На пятках, руки с мячом вперёд. Бег в колонне с остановкой на сигнал: спрятать мяч за голову; зажать мяч между ног. Элементы баскетбола: Перебрасывание мяча друг другу от груди; Ведение мяча правой и левой руками поочерёдно; Забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди. |
Тема: «Сказочные эстафеты». Игры - эстафеты: 1. Кот в сапогах» 2. «Ядро барона Мюнхаузена» 3. «Баба Яга» 4. Подвижная игра «Волк и семеро козлят» 5. Ходьба в колонне по одному. |
Физкультурный досуг ко дню защиты детей «Пусть радуются дети на всей планете»; «Народные подвижные игры». «Весёлая эстафета». «Большие гонки». |
ИЮЛЬ
ЗАДАЧИ |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Физкультурные досуги |
Развивать физические качества: ловкость быстроту; воспитывать доброжелательные отношения с соперником, чувство товарищества, выдержку. |
Ходьба и бег: - «змейкой» между городками; Игра в городки: Бросание биты сбоку; Выбивание городка с кона (5-6м) и полукона (2-3м). |
Тема: «Мы весёлые ребята». 1. Игра-упражнение «Сигнал» - ходьба и бег в разном темпе с преодолением препятствий, с остановками, со сменой направлений и другими заданиями (по сигналу воспитателя). 2. «Затейники» 3. Эстафета «Кто быстрее перенесет предметы»; 4. Подвижна игра «Удочка» 5. Подвижная игра «Мы веселые ребята»; Ходьба с выполнением задания руками. |
Тема» Шуточная Олимпиада». Занимательная разминка (различные виды ходьба и бега) Игровые упражнения: 1. Прыжки в длину (самый длинный командный прыжок – победный) . 2. Стрельба из лука. (метание в горизонтальную цель обыкновенным луком). 3. Игра- эстафета «Бег на коньках» (коньки заменяются калошами). 4. Игра – эстафета «Велогонки» (велосипед заменит гимнастическая палка). 5. И.М.П. «У кого мяч» |
Тема: «Весёлая скакалка». Ходьба в колонне по одному, на носках, на внешней и внутренней стороне стопы с сохранением правильной осанки. Легкий бег, бег «змейкой», в разных направлениях. Обычная ходьба. ОРУ со скакалкой. Игровые упражнения: прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая её вперёд и назад. Подвижна игра «Удочка»; Сделай фигуру (дети придумывают сами фигуры со скакалкой. Ходьба в колонне по одному. |
Физкультурный досуг с участием родителей «День здоровья»; «Зов джунглей». |
АВГУСТ
ЗАДАЧИ |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Физкультурные досуги |
Развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать умение действовать коллективно. |
Тема: «Обруч -весёлый помощник и друг». Ходьба в колонне по одному в чередовании с прыжками на двух ногах из обруча в обруч. Бег в быстром темпе на скорость. ОРУ с обручем. 1. Игровое упражнение: «Не опоздай»- прыжки, продвигаясь вперёд за кругом, образованным лежащими обручами на 3-4 меньше числа играющих. По сигналу, встать в обруч. «Прокати прямо»- катание обручей прямо. 2. Игра - эстафета: «Перенеси обруч». 3. Подвижная игра «Фигура с обручем». 4. Ходьба в колонне по одному с обручем в руках. |
Беседа «Учимся играть в футбол». ОРУ с мячом. Игра «Мы весёлые ребята». 1. Игровые упражнения: 2. Точный удар»- отбивание мяча правой и левой ногами в заданном направлении. 3. «Проведи мяч в ворота»- обведение мяча между и вокруг предметов с забиванием мяча в ворота. 4. «Не выпусти мяч»- передача мяча ногой друг другу. 5. «Отбей мяч»- отбивание мяча об стенку. |
Тема: «Народные подвижные игры». Игры с мячом: 1. «Зевака». 2. «Гонка мячей». Игра с прыжками: «Мешочек». Игры с бегом: 1. «Дорожки»; 2. «Пустое место». И.М.П «Море волнуется». |
Бадминтон. приставным шагом вперёд, руки на поясе; Приставным шагом с приседанием, руки на поясе. Бег в сочетании с другими видами движений: с прыжками продвигаясь вперёд; с остановкой на звуковой сигнал. ОРУ с бадминтонной ракеткой. Упражнения: Подбивать волан ракеткой, стараясь ударить большее количество раз (стоя на месте и в движении. Отбивание волана ракеткой в заданном направлении. Игра «Волан по кругу». Эстафета «Пронеси волан и не урони». |
«Детям спички – не игрушки»; «Весёлые игры»- игры, аттракционы «Потехе час»; «День бегуна». |
Литература:
1. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет.- М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.-112с.
2. Анисимова М.С, Хабарова Т.В. Двигательная деятельность младшего и среднего дошкольного возраста. - СПб.: ООО» Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012.-208с. (Методический комплекс программы «Детство).
3. Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы,Авт.-сост.О.Н.Моргунова.- Воронеж:ТЦ» Учитель», 2005.-127с.
4. Осокина Т.И Физическая культура в детском саду. -3-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1986.-304 с.ил.- (Б-ка воспитателя дет.сада).
Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств. Сочетание занятий с утренней гимнастикой, подвижными играми и спортивными упражнениями на прогулке позволяет полностью освоить программу по развитию движений.
В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Структура физкультурного занятия
Физкультурное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
1. Вводная часть
Цель:
повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части
Содержание: строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию, построения и перестроения.
2. Основная часть
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота и спины, ног, для гибкости позвоночника.
Цель:
обеспечивает тренировку всех мышц, способствует воспитанию хорошей осанки, подготавливает организм к дальнейшим нагрузкам.
Обучение детей основным видам движений (ОВД)
Цель:
способствовать развитию всех физических качеств дошкольников. Задачи и объем для каждой возрастной группы определен Программой воспитания и обучения в детском саду.
Подвижная игра (П.И.)
Цель:
обогащает двигательный режим, способствует развитию всех физических качеств - силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, тренировке тормозных процессов, дает максимальную двигательную разрядку.
3. Заключительная часть
Цель:
восстановление частоты сердечного пульса, подведение педагогического итога занятия.
Содержание:
малоподвижная или спокойная игра, физические упражнения с постепенным снижением темпа, заключительная ходьба с замедлением темпа, упражнения на восстановление дыхания.
Прогноз моторной плотности физкультурного занятия
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подг. группа |
Моторная плотность |
|
Вводная часть ходьба, бег, корригирующие упражнения, ориентировка в пространстве |
|||||
Основная часть ОРУ с предметами и без Последовательность: - для мышц плечевого пояса - мышц спины косых мышц живота - для ног |
|||||
ОВД: упражнение в ходьбе беге метании равновесии лазании |
50-60 % (при разучивании движений) 60-100% (при повторении и совершенствовании движений). |
||||
Подвижная игра |
|||||
Заключительная часть ходьба, игры малой подвижности |
Общая плотность физкультурного занятия: в зале - не ниже 80-85 %, занятия на воздухе - не ниже 90-100%.
Методика проведения физкультурных занятий на улице, ее особенности
С детьми дошкольного возраста проводится еженедельно 2 занятия в помещении и 1 занятие на улице. Занятия, проводимые в помещении, обеспечивают правильность, красоту и точность движений, воспитывают общую культуру движений. Они могут проходить с различными предметами и в сопровождении музыки. Занятия на воздухе имеют максимально оздоровительный эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет.
Однако, уличная теплая одежда и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений в отличие от формы одежды для занятий в зале. Поэтому количество повторений ОРУ может быть сокращено, а больше места занимают упражнения в беге, прыжках, метании, подвижные игры.
Занятия на открытом воздухе насыщены игровыми упражнениями и подвижными играми с предметами и без них. Летом: ракетки, вертушки, мешочки для метания, мячи разного диаметра, флажки, гантели, предметы, выполненные из бросового материала (цветы из пластиковых бутылок, гантели с наполнением, дуги из старых обручей, удочка). Зимой выносятся клюшки, шайбы, конусы - стойки, мячи, короткие веревки, флажки.
Подготовка воспитателя к занятиям на улице имеет большое значение, заранее обдумать ход занятия, возможные перемещения детей по площадке, распределение ролей, подготовка материала. При подборе и проведении игр, следует учитывать характер предшествующих занятий (пройденную тему, тему недели), после сложных занятий, требующих от ребенка усиленного внимания, сосредоточенности, не предлагать новую игру, а провести уже знакомую.
Подвижная игра - обязательный компонент каждого занятия по физической культуре. Игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, поэтому разнообразные игровые действия должны повторяться систематически, видоизменяться и усложняться.
Например: изменить количество играющих, добавить новые детали (не пройти, а пробежать, не перешагнуть, а пролезть), изменить темп движений (быстро ехать на поезде, очень медленно пройти по узкой дорожке), поменять ориентиры. Одну и ту же игру без изменений повторяют 2-3 раза подряд. Малышей обязательно надо научить играть, следить, чтобы дети старались соблюдать правила игры (приучать не тесниться, располагаться по всей площади участка, разбегаться врассыпную подальше от водящего и друг от друга, не сужать круг во время хороводной игры).
В средней группе дети уже могут делиться на группы ("Чей кружок быстрее соберется"), а так же выполнять несколько ролей ("Волк и зайцы"). Важным становится выбор водящего. Для этого применяются считалки, которые дети должны знать и уметь использовать. При проведении подвижных игр с детьми старшей и подготовительной группы возрастает роль воспитателя. Он должен не только знать содержание и правила каждой игры, но и умело направлять детей на достижение двигательных задач, формирование смелости, сообразительности, взаимовыручки, поддержки.
В зимнее время при проведении занятий на открытом воздухе не рекомендуются упражнения и игры с пением, это приводит к вдыханию большого количества холодного воздуха и может вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей.
Способы проведения физкультурного занятия на улице
При проведении физкультурного занятия на улице рекомендуется использовать общепринятые способы организации детей - фронтальный, поточный, групповой и индивидуальный.
Фронтальный способ - все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение (ходьба, бег, ОРУ, различные задания с мячом).
Поточный способ - один из самых распространенных. Дети поточно, т.е. друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие - ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т. д.). Этот способ позволяет воспитателю корректировать действия детей, устранять ошибки и главное - оказывать страховку в случае необходимости. Иногда этим способом выполняется несколько упражнений подряд (например: дети колонной, друг за другом, проходят по бревну, выполняя задание на равновесие, затем переходят к прыжкам на двух ногах, продвигаясь вперед на заданную дистанцию, и, наконец, забрасывают мяч в обруч).
Групповой способ - дети по указанию воспитателя распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (например, с мячом). Пособия и оборудование располагают таким образом, чтобы воспитатель мог видеть всех детей и по мере необходимости отдавать распоряжения. Обычно такой способ организации применяется, когда дети уже овладели определенным запасом двигательных навыков и умений. Групповой способ целесообразен в работе со старшими дошкольниками.
Принцип организации прост: вводная и заключительная часть занятия проводится в традиционной форме. Во время ОРУ и ОД организуется круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько видов спортивного инвентаря, чтобы дети подгруппами могли упражняться на них одновременно. Инвентарь расположить по кругу. (Например: для группы детей в 20 человек можно приготовить 5 групп предметов - скакалки, мячи, мешки для метания, скамейки, лестницу и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Подгруппа из 5 человек встает к какому-либо пособию и упражняется на нем в течении 2-х минут.
Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, самим придумывая способы выполнения упражнений.
Занятия, построенные на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, а подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
Занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях, нравятся детям и применяются для создания бодрого настроения у детей. Вводная часть такого занятия состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. ОРУ проводятся в виде ритмической гимнастики. После нее музыкальные игры и танцы, закончить хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.
Скачать полную версию консультации для воспитателей вы можете по ссылке ниже
Смирнова Екатерина Юрьевна, инструктор по физической культуре МКДОУ № 222 г. Киров
Чтобы скачать материал или !МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Конспект физкультурного занятия на улице в старшей группе
Воспитатель
Трепышко Е.А.
2016г
Программные задачи:
1.Накапливать и обобщать двигательный опыт:
Сохранять дистанцию во время ходьбы и бега;
Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений.
2. Развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию.
3. Формировать осознанную потребность в двигательной активности.
Ход физкультурного занятия
Построение в шеренгу.
Ребята, встаньте красиво, подровняйте носочки, расправьте плечи, выпрямите спину.
Поприветствуем друг друга. Физкульт! (Привет)
1)Повернулись направо, шагом марш.
2)Поднялись на носочки, руки в стороны, дышим носом.
3)Присели, руки вперед – ходьба в полуприсиди.
4)Большими шагами – ходьба большими шагами.
5)Высоко поднимаем колени.
6)бег.
О.Р.У.
1. Первое упражнение «Сжимаем шишку».
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки вытянуть вперёд. Сжимаем шишку сначала одной рукой: «Раз, два, три» Переложили шишку в другую руку. Сжимаем: «Раз, два, три»
Начали.(2-3 раза) Опустили руки. Встряхнули. И ещё раз повторяем упражнение.
2. Второе упражнение «Переложи шишку»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднимаемся на носочки, руки вверх, переложили шишку. Опустили руки.
Начали (8-10 раз).
3. Третье упражнение «Покажите какая красивая шишка»
Приседание.Исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Присели, показали шишку, встали.
Начали (8-10 раз)
4. Четвёртое упражнение «Наклоны вниз»
Исходное положение: ноги на ширине плеч. Наклонились, положили шишку, выпрямились, показали руки. При наклонах старайтесь не сгибать ноги.
Начали(8-10 раз)
5. Пятое упражнение «Наклоны в стороны».
Исходное положение: ноги на ширине плеч. Шишку взять между ладошками, поднять руки вверх, наклониться вправо, выпрямиться, затем влево.
Начали (8-10 раз)
6. Шестое упражнение прыжки «Весёлые ребята»
Положите шишку на землю. Прыгаем, ноги в стороны, вместе.
Начали(8-10 раз).
7. Дыхательная гимнастика
А теперь возьмите шишки и уберите их на место.
Побежали, не забывайте дышать носом (бег). Ходьба. Давайте подышим – вдох – выдох.
Встали в шеренгу.
Интересно поиграли, размялись. Сейчас мы легко преодолеем все препятствия.
Вам надо будет:
1.Перешагнуть через кубики.
2. Перелезть в обруч.
3. Перепрыгнуть через мешочки (прыгаем на двух ногах, руки назад, прыжок, руки вперёд).
4. Ходьба по извилистой дорожке(ходьба змейкой)
-
Сейчас мы поиграем в игру «Хитрая лиса» (2-3 раза)Ой, ребята, мы хорошо с вами поиграли, но нам с вами нужно выполнить еще одно задание.
КАК ЖИВЕШЬ?
Показать большие пальцы обе их рук, направленные вверх.- Как идешь? - Вот так!
Маршировать.
- Как бежишь? - Вот так?
Бег на месте.
- Ночью спишь? - Вот так!
Ладони соединить и поло жить на них голову (щекой)
- Как берешь? - Вот так!
Прижать ладонь к себе.
- А даешь? - Вот так!
Выставить ладошку вперед.
- Как шалишь? - Вот так!
Надуть щеки и кулачками мягко ударить по ним.
- Как грозишь? - Вот так!
Погрозить пальцем вперед, или друг другу.
Дыхательная гимнастика «Обними себя» (во время ходьбы). Маршируем на месте. «Стой, раз, два»
. Конспекты занятийПензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий. –– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
Подготовила:
Савельева Е. В.
- Большеречье -
Летом количество занятий сокращается. Однако вне занятий воспитатель может проводить с детьми подвижные игры и игровые упражнения, освоенные ранее.
Следует уделять внимание тем ребятам, которые не всегда справляются с тем или иным упражнением, особенно в заданиях с мячом; чаще использовать игры с небольшими группами, с отдельными детьми и по выбору детей.
Июнь - июль - август
Июнь
Занятие 1
Задачи. Упражнять детей в ходьбе парами; ходьбе и беге врассыпную; в сохранении равновесия на повышенной опоре; в прыжках.
1 часть. Ходьба в колонне по одному, пере строение в пары в движении; ходьба и бег врассыпную.
2 часть. Общеразвивающие упражнения с кубиками.
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни. Кубики в стороны, вверх, в стороны, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, кубики у плеч. Вынести кубики вперед, наклон вперед, поставить кубики у носков ног; выпрямиться, руки на пояс, наклон вперед, взять кубики, вернуться в исходное положение (4- 5 раз).
3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики вниз. Присесть, вынести кубики вперед; вернуться в исходное положение (4-5 раз).
4. И. п. - стойка на коленях, кубики у плеч; поворот вправо (влево), поставить кубик у носков ног. Поворот вправо (влево), взять кубик, вернуться в исходное положение (по 3 раза в каждую сторону).
5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены перед кубиками, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в обе стороны (~-4 раза).
Основные виды движений.
1. Равновесие - ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, руки за головой. На середине присесть, хлопнуть в ладоши перед собой; подняться и пройти дальше (в конце скамейки сойти, не прыгая).
2. Прыжки на двух ногах - прыжком ноги врозь, прыжком ноги вместе, и так на протяжении всей дистанции (4-5 м) (2 раза).
Оба упражнения выполняются поточным способом. Воспитатель осуществляет страховку при выполнении упражнений в равновесии; по мере необходимости помогает детям.
Подвижная игра «Лиса и куры».
3 часть. Игра малой подвижности «Найдем цыпленка».
3анятие 2
Основные виды движений.
1. Равновесие-ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом, на середине скамьи перешагнуть через набивной мяч и пройти дальше. 2. Прыжки на правой и левой ноге до кубика (кегли). Дистанция 3-4 м (2-3 раза).
З. Игровое упражнение с мячом «Мяч по кругу».
3анятие 3
Задачи. Повторить ходьбу со сменой ведущего, с поиском своего места в колонне; упражнять в прыжках с препятствием; развивать ловкость при метании на дальность.
1 часть. Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя смена ведущего колонны (педагог называет имя ребенка, и он встает впереди колонны); ходьба и бег врассыпную; перестроение в колонну по одному в движении, найти свое место в колонне.
2часть. Общеразвивающие упражнения с палками.
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палку вниз хватом на ширине плеч. Палку вверх, потянуться; сгибая руки, палку на грудь, палку вверх; вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палку вниз. Присесть, палку вынести вперед; подняться, вернуться в исходное положение (5 раз).
З. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, палку на грудь. Палку вверх, наклон вправо (влево); выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, палку на грудь. Палку вверх; наклон вперед, коснуться пола (по возможности); выпрямиться: палку вверх, вернуться в исходное положение (5 раз).
5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, палку вниз. Прыжком ноги врозь, палку вперед; прыжком вернуться в исходное положение. Выполняется под счет 1-8, пауза и снова прыжки (3-4 раза).
Основные виды движений.
1. Прыжки - перепрыгивание через 5 брусков, лежащих на расстоянии 40 см один от другого. Прыжки на двух ногах, используя энергичный взмах рук.
Воспитатель раскладывает в две линии бруски, затем на расстоянии 2 м от них кладет два обруча, в них мешочки. Оба упражнения выполняются поточным способом двумя колоннами - сначала дети выполняют прыжки через бруски, затем подходят к обручам, берут мешочки и метают их - «Кто дальше!». Воспитатель отмечает ребят, бросивших мешочек дальше других.
Подвижная игра «Совушка».
Занятие 4
Основные виды движений.
1. Прыжки через шнур справа и слева от него, продвигаясь вперед.
Дистанция 3 м (2-3 раза).
2. Метание мешочков на дальность правой и левой рукой (способ от плеча).
3. Игровое упражнение «Мяч через сетку».
Занятие 5
Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; повторить прокатывание мячей друг другу, ползание по скамейке с опорой на ладони и ступни.
1 часть. Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках мелким, семенящим шагом - «мышки»; ходьба и бег между 5-6 предметами (кубиками), поставленными в ряд (расстояние между кубиками 0,5 м).
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Руки к плечам; руки вверх; руки к плечам; вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. руки в стороны; наклон вперед, коснуться ладонями колен; выпрямиться, руки в стороны; вернуться в исходное положение (5 раз).
3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки вниз, руки в стороны, наклон вправо (влево), правую руку вниз, левую вверх; выпрямиться, руки в стороны. То же влево (5-6 раз).
4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки за головой. Присесть, руки вперед; подняться, вернуться в исходное положение (5 раз).
5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки произвольно.
Прыжки на двух ногах с поворотом кругом в обе стороны в чередовании с ходьбой на месте (3 раза).
Основные виды движений.
1. Прокатывание мячей друг другу из положения, сидя на пятках.
Дети располагаются двумя шеренгами, расстояние между шеренгами 2,5 м. Каждый ребенок определяет свою пару. Главное - прокатить мяч точно в руки партнеру энергичным движением по сигналу воспитателя (по 8-10 раз).
2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени. Подвижная игра «Найди пару».
3анятне 6
Основные виды движений.
1. Метание мешочков в вертикальную цель с расстояния 2,5 м (4-5 раз).
Лазанье под дугу (шнур), не касаясь руками земли (пола).
3. Прыжки на правой и левой ноге, продвигаясь вперед. Дистанция 3 м (2-3 раза).
3анятне 7
Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге с перешагиванием через препятствие; повторить упражнения в лазанье и равновесии.
1 часть. Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег с перешагиванием через бруски; ходьба и бег врассыпную.
1. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед собой. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками (5-6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед собой. Наклониться, «уронить» мяч, поймать его двумя руками (5-6 раз).
3. И. п. - сидя на пятках, мяч перед собой. Прокатить мяч вокруг туловища вправо и влево, перебирая его руками (по 3 раза в каждую сторону).
4. И. п. - сидя, ноги скрестно, мяч в обеих руках справа. Прокатить мяч в сторону от себя, подталкивая его правой рукой, прокатить обратно к себе. То же влево (по 3 раза в каждую сторону).
5. И. п. - стойка ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. Наклон вперед, прокатить мяч от одной ноги к другой, поднять МЯЧ, выпрямиться, вернуться в исходное положение (5 раз).
6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках.
Прыжки на двух ногах на счет 1-8 в чередовании с небольшой паузой (3 раза).
Основные виды движений.
1. Лазанье по гимнастической стенке, переход на другой пролет и спуск (2-3 раза).
2. Равновесие - ходьба по доске, лежащей на полу, перешагивая через кубики, поставленные на расстоянии одного шага ребенка.
Основное внимание при лазанье по гимнастической скамейке уделяется правильному хвату за рейки стенки (большой палец снизу, остальные сверху). Дети выполняют лазанье при обязательной страховке воспитателя. Упражнение в равновесии выполняется двумя колоннами.
Подвижная игра «Ловишки».
3 часть. Игра малой подвижности.
Занятие 8
Основные виды движений.
1. Лазанье по гимнастической стенке, переход на другой пролет, спуск (2-3 раза).
2. Равновесие - ходьба по доске, лежащей на полу, перешагивая через набивные мячи (3 раза).
3. Прыжки на двух ногах между кеглями, поставленными в ряд (2 раза).
Июль
Занятие 9
Задачи. Упражнять детей в ходьбе и бегу по кругу; в сохранении равновесия при ходьбе на повышенной опоре; в прыжках через шнуры.
1 часть. Ходьба в колонне по одному, ходьба по кругу, взявшись за руки, с изменением направления движения по сигналу воспитателя. Перестроение в три колонны.
2 часть. Общеразвивающие упражнения.
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки за голову. руки в стороны, вверх, в стороны, вернуться в исходное положение (6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. Присесть, руки вынести вперед; подняться, вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. - сидя, ноги врозь, руки за голову. руки в стороны, наклон вперед, выпрямиться, руки в стороны, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
4. И. п. - лежа на животе, руки перед собой согнуты в локтях. Прогнуться, руки вперед, ноги приподнять от пола, опустить ноги, вернуться в исходное положение (5 раз).
5. И. п. - прыжки на двух ногах (ноги врозь - ноги вместе) под счет воспитателя; темп средний (3 раза).
Основные виды движений.
1. Равновесие - ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, руки на пояс. На середине остановиться и хлопнуть в ладоши перед собой и за спиной и пройти дальше. В конце скамейки сойти, не прыгая (2 раза).
2. Прыжки через шнуры на двух ногах, помогая взмахом рук. Шнуры лежат на расстоянии 50 см один от другого (5-6 шнуров).
Сначала дети выполняют упражнение в равновесии, затем воспитатель раскладывает шнуры в две линии и предлагает выполнить прыжки.
Подвижная игра «Автомобили».
3часть. Ходьба в колонне по одному - «автомобили поехали в гараж».
Занятие 10
Основные виды движений.
1. Равновесие - ходьба по гимнастическим скамейкам парами.
Воспитатель ставит две скамейки параллельно друг другу, дети встают на скамейки парой, берутся за руки и шагом передвигаются по ним. В конце скамеек дети опускают руки и сходят, не прыгая. Вторая пара приступает к заданию после первой, воспитатель осуществляет страховку.
Прыжки на двух ногах через короткую скакалку.
Индивидуальные игровые упражнения с мячом.
Занятие 11
Задачи. Повторить ходьбу с выполнением заданий; упражнять детей в прыжках; развивать ловкость в заданиях с мячом.
1 часть. Построение в одну шеренгу, объяснение задания, перестроение и ходьба в колонне по одному. По сигналу воспитателя: «Зайки!» остановиться и попрыгать на месте на двух ногах, продолжение ходьбы.
На сигнал: «Лягушки!» - присесть, руки положить на колени. Бег врассыпную по всему залу.
2 часть. Обще развивающие упражнения с косичкой (МОЖНО взять скакалку и сложить ее пополам).
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, косичку вниз. Косичку вверх, опустить за голову, сгибая руки в локтях; поднять вверх; вернуться в исходное положение (6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, косичка на груди. Косичку вверх, наклон вправо (влево); выпрямиться, вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, косичка на грудь. Косичку вверх, наклон вперед, коснуться пола; выпрямиться, косичку вверх, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, косичку на грудь. Присесть, косичку вперед; подняться, вернуться в исходное положение (6 раз).
5. И. п. - стоя сбоку от косички, лежащей на полу, руки вдоль туловища. Прыжки вдоль косички в обе стороны с небольшой паузой (3 раза).
Основные виды движений.
Прыжки в длину с места (6-8 раз).
2. Перебрасывание мячей друг другу (8-10 раз).
Дети встают перед шнуром и по сигналу воспитателя выполняют прыжки в длину с места (несколько раз подряд). Основное внимание уделяется исходному положению и мягкому приземлению на полусогнутые ноги.
После прыжков дети становятся в две шеренги. Одна группа детей берет мячи. По сигналу воспитателя: «Бросили!» - ребята бросают мяч о пол в середину между шеренгами, дети второй группы ловят мяч после отскока (расстояние между играющими 2 м).
Подвижная игра «Найди себе пару».
3 часть. Игра малой подвижности по выбору детей.
Занятие 12
Основные виды движений.
Прыжки в длину с места. Расстояние 70 см (5-6 раз).
2. Прокатывание мячей (большого диаметра) друг другу из положения - стойка ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. В руках у детей одной шеренги - мячи. Дети наклоняются и прокатывают мячи на противоположную сторону своим партнерам, те ловят мячи и отправляют обратно.
3. Бег по дорожке, ширина 15 см (3 раза).
Занятие 13
Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную с остановкой на сигнал воспитателя; упражнять в лазанье под шнур; в прокатывании мячей между предметами, развивая ловкость.
1 часть. Ходьба в колонне по одному по кругу с остановкой на сигнал воспитателя, поворот в другую сторону и повторение задания; ходьба и бег врассыпную.
2 часть. Обще развивающие упражнения с кеглей.
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кегля в правой руке, руки через стороны вверх, переложить кеглю в левую руку; опустить; руки вверх, переложить кеглю в правую руку, вернуться в исходное положение (6 раз). 2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кегля в правой руке. Присесть, поставить кеглю на пол, выпрямиться, руки на пояс; присесть. взять кеглю левой рукой, подняться.
3. И. п. - стойка на коленях, кегля в правой руке. Поворот вправо, поставить кеглю у носков ног; поворот вправо, взять кеглю; выпрямиться, переложить кеглю в левую руку. То же влево (6 раз).
4. И. п. - сидя, ноги врозь, кегля в обеих руках. Наклон вперед, поставить кеглю как можно дальше; выпрямиться, руки на пояс; наклониться, взять кеглю, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
5. И. п. - ноги слегка расставлены, руки произвольно. Прыжки на двух ногах с поворотом кругом, в чередовании с небольшой паузой.
Основные виды движений.
1. Подлезание под шнур прямо и боком, не касаясь руками пола (3-4 раза).
2. Прокатывание мячей между предметами (2 раза).
Воспитатель ставит две стойки и натягивает шнур на высоте 50 см от уровня пола. Первая группа детей подходит к шнуру и выполняет лазанье под шнур (3-4 раза). Главное - сгруппироваться в «комочек». И не касаться руками пола. Затем задание выполняет вторая группа.
Воспитатель ставит кегли (4-5 шт.) на расстоянии 1 м одну от другой в две линии. Дети двумя колоннами прокатывают мяч между кеглями, стараясь не сбить их (2 раза).
Подвижная игра «Совушка» .
3 часть. Ходьба в колонне по одному.
Занятие 14
Основные виды движений.
1. Ползание на четвереньках между набивными мячами с опорой на ладони и колени. Расстояние между мячами 1 м.
2. Прыжки из обруча в обруч (5-6 плоских обручей).
Занятие 15
Задачи. Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, в ходьбе переменным шагом через шнуры; в равновесии; в прыжках.
1 часть. Ходьба в колонне по одному, перешагивая через 6-8 шнуров попеременно правой и левой ногой (шнуры положены на расстоянии одного шага ребенка).
2 часть. Обще развивающие упражнения с кубиками.
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках вниз.
Поднять кубики в стороны, вверх, в стороны, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, кубики вниз. Поднять кубики в стороны, наклон вперед, поставить кубики у носков ног; выпрямиться, убрать руки за спину; наклон вперед, взять кубики, вернуться в исходное положение (5 раз).
3. И. п. - стойка на коленях, кубики у плеч. Поворот вправо (влево), отвести правую (левую) руку в сторону, вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. - ноги на ширине ступни, кубики у плеч. Присесть, вынести кубики вперед; подняться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
5. И. п. - ноги слегка расставлены, кубики на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков (3-4 раза).
Основные виды движений.
1. Ходьба по горизонтальному бревну, лежащему на земле, боком
приставным шагом (2 раза).
2.Прыжки между предметами «змейкой» (2 раза).
Дети первой группы выполняют упражнение в равновесии при обязательной страховке со стороны воспитателя (остальные ребята в это время играют с мячом в пределах видимости педагога). Через некоторое время дети меняются заданиями.
Воспитатель ставит 5-6 кубиков (или кегли) на расстоянии 40 см один от другого. Дети выполняют задание одной или двумя колоннами.
Занятие 16
Основные виды движений.
1. Равновесие - ходьба по бревну, лежащему на земле, приставляя пятку одной ноги к носку другой, руки в стороны (2-3 раза).
2. Прыжки на правой и левой ноге, продвигаясь вперед. Дистанция 3 м (2 раза).
Август
Занятие 17
Задачи. Повторить ходьбу и бег между предметами; упражнять в заданиях с мячом.
1 часть. Ходьба в колонне по одному, ходьба с остановкой по сигналу воспитателя; ходьба и бег врассыпную.
2 часть. Обще развивающие упражнения.
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки опустить вниз. Руки вверх, руки к плечам; руки вверх; вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. руки в стороны; наклон вперед, коснуться пальцами рук пола; выпрямиться, руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).
3. И. п. - ноги на ширине ступни, руки за голову. Присесть, руки вперед; подняться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Руки в стороны; наклон вправо (влево), правую руку вниз, левую вверх; вернуться в исходное положение. То же влево (6 раз).
5. И. п. - стойка ноги вместе, руки на пояс. Прыжком ноги врозь, прыжком ноги вместе. Выполняется под счет воспитателя 1-8, пауза, повторить еще 2 раза.
Основные виды движений.
1. Равновесие - ходьба с перешагиванием через набивные мячи высоко поднимая колени, руки за голову. Выполняется детьми двумя колоннами в среднем темпе. Воспитатель ставит на полу в две линии набивные мячи (кубики) по 5-6 штук (расстояние между мячами 40 см).
2. Игровые упражнения с мячом - в парах и индивидуально (бросание мяча вверх и ловля его двумя руками; перебрасывание мяча друг другу).
Подвижная игра «Кролики».
3 часть. Игра малой подвижности.
Занятие 18
Основные виды движений.
1. Ходьба по доске боком приставным шагом с мешочком на голове, руки на пояс (2-3 раза).
2. Прыжки на правой и левой ноге - два прыжка на одной и два на другой, и так далее, продвигаясь вперед. Дистанция 3 м (2 раза).
3. Игровые упражнения с мячом.
3анятие 19
Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную с остановкой по сигналу воспитателя; повторить прыжки в длину с места, метание на дальность.
1 часть. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. На сигнал воспитателя: «Бабочки!» - остановиться, помахать руками, как крылышками, продолжить ходьбу; бег врассыпную.
2 часть. Обще развивающие упражнения с мячом.
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу.
Поднять мяч, поднимаясь на носки, опустить мяч, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках. Наклониться, прокатить мяч от одной ноги к другой; выпрямиться, вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. - ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед собой. Поворот вправо, «уронить» мяч у ноги справа, поймать мяч. ТО же влево (6 раз). 4. И. п. - стойка на коленях, мяч на полу. Прокатить мяч вокруг туловища, помогая руками, в обе стороны (по 3 раза в каждую сторону). 5. И. п. - ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища, мяч на полу. Прыжки на правой и левой ноге вокруг мяча (2 раза).
Основные виды движений.
1. Прыжки в длину с места. Дети становятся шеренгой перед шнуром, занимают исходное положение: ноги слегка расставлены и полусогнуты, руки отведены назад. По команде воспитателя прыгают несколько раз подряд в длину с места - «Кто дальше».
2. Метание мешочков на дальность. Дети становятся в две шеренги, у каждого ребенка два мешочка. Метают мешочки как можно дальше. Воспитатель напоминает правильное исходное положение при метании.
Подвижная игра «Совушка».
3 часть. Ходьба в колонне по одному.
3анятие 20
Основные виды движений.
Прыжки в длину с места (3-4 раза).
2. Перебрасывание мяча через сетку и ловля его после отскока о землю (5-6 раз).
3анятие 21
Задачи. Повторить ходьбу с выполнением заданий; упражнять детей в метании в цель, в ползании по прямой с опорой на ладони и колени.
1 часть. Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя: «Аист!» - поднять ногу, согнутую в колене, руки на пояс; продолжение ходьбы. На следующий сигнал: «Лягушки!» - присесть на корточки, руки положить на колени. Бег врассыпную.
2часть. Обще развивающие упражнения с флажками.
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки вниз. Флажки вынести вперед, поднять вверх, вперед, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки у плеч. Поворот вправо (влево), отвести флажок в сторону; выпрямиться, вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки за спиной. Флажки в стороны; наклониться вперед, помахать флажками из стороны в сторону; выпрямиться, флажки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).
4. И. п. - ноги на ширине ступни, флажки у плеч. Присесть, флажки вперед; подняться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
5. И. п. -ноги слегка расставлены, флажки сложены на полу.
Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с небольшой паузой.
Основные виды движений.
1. Метание мешочков в горизонтальную цель (способ от плеча)
(6-8 раз).
2. Прыжки на двух ногах, на правой и левой ноге. Дистанция 3 м. Подвижная игра «Лошадки».
3 часть. Игра малой подвижности.
Занятие 22
Основные виды движений.
1. Прыжки на двух ногах, на правой, на левой ноге между предметами. Дистанция 3 м (2 раза).
2. Прокатывание обручей друг другу.
Занятие 23
Задачи. Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения, в беге врассыпную; в равновесии, в прыжках.
1 часть. Ходьба в колонне по одному с изменением направления движения по сигналу педагога; ходьба с перешагиванием через шнуры.
2 часть. Общеразвивающие упражнения с обручем.
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, обруч в обеих руках вниз, хват рук с боков. Обруч вперед, вверх, вперед, вернуться в исходное положение (5 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, обруч вниз. Присесть, обруч вперед; вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, обруч у груди. Обруч вверх, наклониться, коснуться пола ободом обруча; выпрямиться, вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, обруч вниз. Поворот вправо (влево), обруч в сторону, руки прямые; вернуться в исходное положение (6 раз).
5. И. п. - стоя перед обручем, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг обруча в обе стороны в чередовании с небольшой паузой (3-4 раза).
Основные виды движений.
1. Равновесие - ходьба по бревну боком приставным шагом, руки
на пояс (3-4 раза).
2. Прыжки на двух ногах через шнуры. Подвижная игра «Автомобили».
3 часть. Игра малой подвижности.
Занятие 24
Основные виды движений.
1. Равновесие - ходьба, высоко поднимая колени, перешагивая через 6-8 набивных мячей, поставленных на расстоянии 50 см друг от друга.
2. Прыжки на двух ногах через канат (шнур) справа и слева, продвигаясь вперед (дистанция 3 м).
3. Прокатывание обручей друг другу, стоя в шеренгах (расстояние между шеренгами 2 м).