Победит не тот кто сильнее, а тот кто готов идти до конца.
Федор Емельяненко
Небольшой обучающий фильм (продолжительностью около 30 минут) по боевому разделу самбо для сотрудником МВД РФ от Центра профессиональной подготовки УМВД России по Курганинской области — «Боевые приемы борьбы» .
На удивление, толковый и информативный фильм оказался (в 28 минут авторы смогли вместить практически всю прикладную технику боевого самбо — всего за это время продемонстрировано ровно 96 техник боевого самбо. В фильме рассматриваются следующие, довольно простые, но при этом не менее надежные прикладные техники боевого самбо:
(Для большего удобства, фильм разбит на части по отдельным рассматриваемым техникам)
Единственное что к сожалению никак не было рассмотрено в данном фильме это — на мой взгляд очень серьезная и важная тема — защита от ударов руками.
Болевые приемы (7 болевых приемов):
1. Загиб руки за спину толчком
2. Загиб руки за спину рывком
3. Загиб руки за спину нырком
4. Рычаг руки наружу
5. Рычаг руки вовнутрь
6. Рычаг руки через предплечье
7. Дожим кисти под ручку
Освобождение от захватов и обхватов (24 способа способа освобождений от различных видов захватов и обхватов):
1. Освобождение от захвата волос головы спереди
2. Освобождение от захвата волос головы сзади
3. Освобождение от захвата шеи спереди пальцами рук
4. Освобождение от захвата шеи сзади пальцами рук
5. Освобождение от захвата одежды на груди одной рукой
6. Освобождение от захвата двух рук сверху
7. Сопровождение преступника
8. Освобождение от захвата шеи плечом и предплечьем (1 способ)
9. Освобождение от захвата шеи плечом и предплечьем (2 способ)
10. Освобождение от захвата шеи плечом и предплечьем (3 способ)
11. Освобождение от захвата плечом и предплечьем (1 способ)
12. Освобождение от захвата плечом и предплечьем (2 способ)
13. Освобождение от захвата плечом и предплечьем (3 способ)
14. Освобождение от захвата плечом и предплечьем (4 способ)
15. Освобождение от захвата туловища спереди без захвата рук (1 способ)
16. Освобождение от захвата туловища спереди без захвата рук (2 способ)
17. Освобождение от захвата туловища сзади без захвата рук (1 способ)
18. Освобождение от захвата туловища сзади без захвата рук (2 способ)
19. Освобождение от захвата туловища сзади без захвата рук (3 способ)
20. Освобождение от захвата туловища сзади без захвата рук (4 способ)
21. Освобождение от захвата туловища спереди с захватом рук (1 способ)
22. Освобождение от захвата туловища спереди с захватом рук (2 способ)
23. Освобождение от захвата туловища сзади с захватом рук (1 способ)
24. Освобождение от захвата туловища сзади с захватом рук (2 способ)
Броски (9 бросков):
1. Бросок через бедро. Задержание
2. Бросок через спину. Задержание
3. Передняя подножка. Задержание
4. Задняя подножка. Задержание
5. Боковая подсечка
6. Передняя подсечка
7. Захват ног спереди
8. Захват ног сзади
9. Отхват
Болевые приемы в положении лежа. Удержания (12 способов удержаний в партере)
1. Удержание сверху
2. Удержание сбоку
3. Рычаг локтя
4. Рычаг локтя через бедро ногами
5. Удержание со стороны головы
6. Удержание поперек
7. Рычаг локтя лежа вовнутрь
8. Рычаг ноги снаружи
9. Рычаг ноги изнутри
10. Ущемление ахиллова сухожилия
11. Ущемление икроножной мышцы
12. Рычаг колена
Удушающие приемы (6 способов удушений из различных положений):
1. Удушающий прием при подходе спереди
2. Удушающий прием при подходе сзади (1 способ)
3. Удушающий прием при подходе сзади (2 способ)
4. Удушающий прием сидя на противнике
5. Двойное удушение
6. Удушение в положении лежа
Удары ногами и руками (8 ударов руками, 5 ударов ногами и 3 способа защита от ударов ногами):
1. Прямой удар рукой
2. Удар рукой сбоку
3. Удар рукой снизу
4. Удар рукой сбоку снизу
5. Удар рукой сверху
6. Удар рукой наотмашь
7. Удар локтем
8. Удар рукой сбоку в туловище
9. Удар ногой сбоку в бедро
10. Прямой удар ногой в живот
11. Удар стопой в голень, колено
12. Удар ногой сбоку в голову
13. Удар коленом
14. Защита от удара ногой сбоку
15. Защита от прямого удара ногой в живот
16. Защита от удара ногой снизу
Защита от угрозы вооруженного преступника(22 способа защиты от угроз пистолетом, атак ножом и палкой):
1. Защита от угрозы пистолетом спереди в упор в голову (1 способ)
2. Защита от угрозы пистолетом спереди в упор в голову (2 способ)
3. Защита от угрозы пистолетом спереди в упор в живот
4. Защита от угрозы пистолетом сзади в упор в голову
5. Защита от угрозы пистолетом сзади в упор в поясницу
6. Пресечение попытки противника завладеть оружием при подходе спереди
7. Пресечение попытки противника завладеть оружием при подходе сзади
8. Защита от удара ножом снизу (1 способ)
9. Защита от удара ножом снизу (2 способ)
10. Защита от удара ножом снизу (3 способ)
11. Защита от удара ножом сверху (1 способ)
12. Защита от удара ножом сверху (2 способ)
13. Защита от прямого удара ножом
14. Защита от удара ножом наотмашь (1 способ)
15. Защита от удара ножом наотмашь (2 способ)
16. Защита от угрозы ножом упором в живот
17. Защита от угрозы ножом упором сбоку в шею
18. Защита от угрозы ножом упором в шею снизу
19. Защита от угрозы ножом упором в поясницу
20. Защита от угрозы ножом упором сверху в спину
21. Защита от удара палкой сверху
22. Защита от удара палкой наотмашь
Полный видеоролик «Болевые приемы борьбы МВД РФ»
Боевые приёмы борьбы для сотрудников полиции – необходимый предмет для изучения в учреждении, ведь сотрудники правоохранительных органов просто вынуждены уметь защищаться.
Обучение противодействию преступным силам происходит не только на физическом уровне, психологической стороне ситуации также уделяется внимание. Некоторые боевые техники, например, самбо, преподаются в рамках физической подготовки.
Базовые приёмы – необходимая часть самообороны. Их изучение невозможно без проведения обучающих боёв, но для того, чтобы преступить к ним, нужно иметь полную уверенность в своей теоретической подготовленности.
Особенности самозащиты и виды боя
Самооборона – любые действия, которые направлены на защиту жизни либо имущества от преступной деятельности. Многие могут подумать, что самооборона и боевые искусства тождественны друг другу, но в итоге оказывается, что сходств у них ощутимо меньше, чем различий.
Спортсмен, владеющий боевым искусством, имеет большие шансы на удачную самозащиту, чем хрупкая девушка, но не всегда выученная техника боя поможет в реальной схватке. Основное отличие между ними – условия боя.
Боевые искусства требуют особых правил, которые участники обязаны соблюдать, во время такого боя создаются все комфортные условия для подготовки и правильного его ведения. Самозащита необходима в ситуациях, когда окружающее пространство может быть совершенно разным, когда не будет возможности подготовиться, а дело придётся иметь зачастую не с равными по уровню людьми.
Боевое искусство не предполагает смерти и нанесения увечий противнику. Приёмы борьбы, с которыми обязаны ознакомиться сотрудники ФСИН и МВД, направлены на как можно более быстрое выведение из строя, включая болевые и удушающие приёмы и использование любых подручных средств. Единственное ограничение обороняющегося – его личное восприятие соразмерности силы нападения и обороны.
Самозащита разделяется на три категории:
- Ограниченный бой. Цель одной стороны в сдерживании нападение другой.
- Уличный бой. Бой, который не несёт смертельной опасности для обеих сторон.
- Тотальный бой. Существует опасность для жизни и здоровья, нет никаких ограничений, желательно использовать оружие.
Боевые приёмы борьбы для сотрудников полиции
Знание боевых приёмов необходимо каждому сотруднику полиции, но иногда можно обойтись и без них.
Важно: если есть возможность избежать боя каким-либо способом, необходимо её использовать по максимуму.
Базовые приёмы борьбы изучаются в рамках ограниченного боя. В этом случае запрещено использовать всю доступную силу, основная задача – нейтрализовать путём обездвиживания или контроля. Но поможет это только в случае с одним нападающим.
Виды ударов
Основные удары, используемые в рамках ограниченного боя:
Разновидности контроля
Контроль в рамках самозащиты может быть болевым, ударным и удушающим. Удушающий контроль совершается путём зажатия сонной артерии либо давления на трахею ладонями, кулаком, предплечьем и любым другим подходящим предметом.
Для того чтобы иметь возможность для ударного контроля, необходимо свалить противника и максимально обездвижить. В этом случае часто достаточно совершить замах и давать указания.
Болевой контроль также потребует обездвиженности противника. В этом случае необходимо воздействовать на суставы и сухожилия. К основным приёмам, позволяющим контролировать противника таким образом, относят загиб руки за спину.
Загиб руки за спину
Этот приём считается основным и, как правило, большинство рядовых задержаний на нём и заканчивается. Для того чтобы совершить его правильно, необходимо:
- Оказаться с противником на одной прямой, поднести свою ногу как можно ближе к его.
- Согнуть ближайшую руку противника в локте и провести собственную между его предплечьем и плечом.
- Свободной рукой захватить локоть, подтянуть его как можно дальше.
- Другой рукой схватиться за плечо или шею, потянуть на себя.
Совет: стоит обязательно следить за тем, чтобы ноги в исходной позиции не перекрещивались, а локоть противника во время исполнения третьего шага упирался в бок.
Правильное выполнение приёма гарантирует полную нейтрализацию противника и его обездвиженность.
Как правило, базовых ударов и методов контроля более чем достаточно для того, чтобы защитить себя, окружающих и имущество в рамках ограниченного боя.
Муслимов Руслан Абдуллаевич,преподаватель кафедры физической подготовки сотрудников ОВД ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г.Тюмень[email protected]
Использование приемов борьбысамбодля обучения боевым приемам борьбысотрудников органов внутренних дел
Аннотация.Авторисследуют возможность активного использования техники самбов физической подготовке сотрудников органов внутренних дел для обучения боевым приемам борьбы. В настоящее время в нашей стране однимиз популярных видов единоборств является самбо. Навыки самбовозможно использовать для обучения сотрудников ОВДприемам освобождения отразличных захватов; защиты от ударов ножом или тяжелым предметом;защиты от ударов невооруженного противника; защиты отугрозы оружием.Ключевые слова:сотрудники органов внутренних дел, самбо, боевые приемы борьбы,физическая подготовка,профессиональное обучение, образовательные организаций системы МВД России.
Одной из важнейших направлений кадровой политикиМВД России является деятельность, направленная на совершенствование физической подготовки учащихся образовательных организацийМВД России.Изучение приемов борьбы является необходимым компонентом подготовки специалистов. Полученные навыки грамотного, юридически обоснованного использования приемов задержания правонарушителей способствуютэффективному выполнению сотрудниками ОВД служебных обязанностей.Значимость обучения сотрудниками боевых приемовборьбы сложно переоценить. Однако при осуществлении учебнотренировочного процесса выявляется ряд проблем, связанных с организациейподготовки, выбора наиболее оптимальных средств и методов обучения, учета возрастных особенностей занимающихся. Анализ научных статей, диссертационных исследований в области физической подготовки сотрудников ОВД свидетельствует о развитии инновационных процессов в организации и методикеобучения боевым приемам борьбы. В частности, достаточно активно исследуется возможность использования современных средств и методов различных единоборств для физической подготовкиполицейских. Так, уже исследованавозможность активного использованиядзюдо, боевого самбо, бокса, айкидо иджиуджитсув боевой подготовке сотрудников.Внашей стране различные виды борьбыявляется популярными видамиспортасреди молодежи.Поступая в образовательные организацииМВДРоссии, многие сотрудникиуже имеют спортивные разряды по дзюдоили самбо. К тому же, исходя из педагогического опыта преподавателейизвестно, что навыки приемов различных видов борьбывозможно использоватьв приемах:защиты от ударов невооруженного противника ипротивника, вооруженного ножом, тяжелым предметом;освобождения от захватов и обхватов;при угрозе оружием;защиты от группового нападения.Исходя из анализа результатов опросаслушателей, поступившихна обучение в Тюменский институт повышения квалификации сотрудниковМВД России выявлено, что у 45% сотрудников уже имеют навыки различных единоборств. Наиболее популярны:бокс, дзюдо,самбо,карате, джиуджитсу.Однако, на сегодняшний день, теория и методика физической подготовки сотрудников МВД России, не располагают достаточными научными теоретическими сведениями о позитивном влиянии средств различных видов борьбы на учебнотренировочный процесс подготовки сотрудников ОВД к применению физической силы в критической ситуации служебной деятельности. Таким образом, наблюдается ряд противоречий на социальнопедагогическом уровне, научнотеоретическом уровне, научнометодическом уровне.На социальнопедагогическом уровне. Требование современного общества подготовка физически развитого, способного выполнять свой профессиональный долг сотрудника ОВД, однако существующий образовательный процесс по физической подготовке в вузах МВД России не использует в достаточной мере накопленный теоретический и практический опыт формированиянавыков боевых приемов борьбы, что, несомненно сказывается на уровне профессиональной пригодности выпускников.На научнотеоретическом уровне. На сегодняшний день, теория и методика служебноприкладной физической подготовки, не располагают достаточными научными теоретическими сведениями о позитивном влиянии средств спортивного самбона учебнотренировочный процесс подготовки сотрудников ОВД к применению физической силы и боевых приемов борьбы в критической ситуациинесения службы. На научнометодическом уровне. В настоящее время преподаватели образовательных организаций системы МВД России по физической подготовке, а так же сотрудники, осуществляющие физическую подготовку в территориальных органах внутренних делнедостаточно вооружены современными методиками использования средств спортивного самбодля формирования надежных навыков боевых приемов борьбы, что значительно снижает эффективность занятий по физической подготовке. Анализ соответствующей литературы и практики физической подготовки сотрудников ОВД так жепозволяет выявить следующие противоречия: между высокими требованиями общества к уровню профессиональной подготовке сотрудников ОВДи образовательным процессом, в котором недостаточно внимания уделяется использованию средств (техники) самбо;между имеющимися научнотеоретическими разработками, отмечающими, что использование единоборств в служебноприкладной физической подготовке курсантов и слушателейобразовательных организаций МВД Россииможет способствовать их профессиональной подготовке и недостаточной разработанностью научнотеоретических сведений указывающих на позитивное влияние использования средств самбо вучебнотренировочном процессе подготовке сотрудников ОВД;между большим количеством сотрудников ОВД, владеющих приемами спортивного самбои недостаточной разработанностью методик по использованиюспортивного самбов процессе их физической подготовки.Анализ актуальности и выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных средств самбо иметодики оптимального их использования для оптимизации обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России и сотрудников территориальных органов внутренних дел.
Для решения данной проблемы предполагается исследовать влияние активного использования средств спортивного самбов учебнотренировочном процессе физической подготовки на уровень сформированности навыков боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучения.Предполагается, что использование средств (приемов) спортивного самбов учебнотренировочном процессе физической подготовки слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучениябудет эффективным, если:выявить в техническом арсенале самбоприемы, соответствующие служебноприкладной направленности физической подготовке сотрудников ОВДи распределить их по темам учебной программы;разработать методику применения средств самбо, оптимизирующих процессе физической подготовки;улучшить функциональное состояние опорнодвигательного аппарата слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программампрофессионального обучения в процессе физической подготовке в вузе и специальных антропометрических показателей, физического состояния (физического развития и физической подготовленности), а также физическую работоспособность;субъективная самооценка состояния опорнодвигательногоаппарата сотрудников, будет приближаться к инструментальной (объективной).В данном случае, нам представляется достаточно актуальным и перспективным исследование возможности использования техники спортивного самбо для использования в учебнотренировочном процессе обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД.К тому же данное исследование позволит выявить механизмреализациипринципаиндивидуальнодифференцированного обучения. При этом, учитывается индивидуальнаяпредрасположенность сотрудниковк восприятию учебного материала, основаннаяна активном использовании уже сформированных ранее навыков техники различных единоборств: бросковой техники (самбо, дзюдо), или техники болевых воздействий на суставы (джиуджитсу);или использованияударной техники (бокс, карате).Объект исследования: учебнотренировочный процесс физической подготовки слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России.Предмет исследования: средства обучения боевым приемам борьбы слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России.Цель исследования: выявление условий эффективного использования техники самбо дляобучения боевым приемам борьбы слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России и условий их использования.Анализ нормативноправовых документов, учебных программ, учебнометодических пособий, средств, регламентирующих физическую подготовку сотрудников ОВД выявил возможность использования техники спортивного самбо для обучения боевым приемам борьбы. Броски, болевые и удушающие приемы изучаются сотрудниками на занятиях по предмету «Физическая подготовка»в образовательных организациях системы МВД России,а также на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке в территориальных органах МВД России.Анализ эффективных средств и методов борьбы самбо выявил актуальную и востребованную технику: приемов защиты от ударов невооруженного противника, противника, вооруженного ножом, предметом; приемов освобождения от захватов и обхватов; приемов защиты при угрозе оружием, приемов борьбы лежа.Именно в этой борьбе для выполнения болевых приемов лежа применяется самая разнообразная техника, использующая различные части тела, в том числе и ноги. Броски в самбо можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах противника. В дзюдо, на пример, захваты за ноги запрещены. Самбо, как вид спорта состоит из двух частей: спортивное самбо (борьба) и боевое самбо.История создания самбо связана с личностью выдающегося отечественного мастера единоборств Василия Ощепкова. 29 октября 1911 года Василий Ощепков был зачислен в школу дзюдо Дзигиро Кано. По окончании курса Ощепков получил высокую мастерскую степень второй дан. Очевидно, что основой самбо является всё же дзюдо. После победы социалистической революции в России этот факт всячески замалчивали. Молодое советское единоборство не должно основываться на буржуазной системе единоборства, которым являлось дзюдо. К тому же, самбо значительно отличается от дзюдо. Ощепков ввел болевые приемы на ноги, которые в спортивном дзюдо не использовались. В правилах соревнований, разработанных Ощепковым в 1933 году, в качестве разрешенных указывались не только японские, но также и приемы финскофранцузской и вольноамериканской борьбы в партере, а в стойке помимо бросков из этих двух видов спортивных единоборств еще из швейцарской и кавказской. За этим стояли кардинальные и решающие изменения, впервые обозначившие ту широкую и надежную интернациональную базу, на которой Ощепковым начинал строиться принципиально новый прикладной вид борьбы. В 1938 году Комитетом по делам физкультуры и спорта был выпущен указ о создании самбо. Новый вид борьбы сложился из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы народов Советского Союза казахской, таджикской, киргизской, грузинской, узбекской и некоторых других. По своим техническим действиям виды борьбы народов Средней Азии мало отличаютсядруг от друга. Сходны и их названия. Все они имеют один и тот же корень кураш: казахский курес, татарский куреш, узбекский кураш. Азербайджанская борьба также имеет в названии этот корень гурассу. Во всех видах борьбы, кроме гурассу, не используются захваты ног. В гурассу разрешено осуществлять захват выше колена.В настоящее время наиболее востребованной техникой среди представителей различных «смешанных» единоборств является техника борьбы лежа. Сотрудники ОВД так же должны знать и владеть этой техникой.Владея приемами борьбы лежа сотрудник будет иметь возможность захватив противника на болевой прием ограничить его подвижность в критической ситуации. Взяв захват на болевой прием, сотрудник сможет переходить к другому болевому приемы или к другому техническому действию: удержанию или броску.Борьба лежа это борьба в положении, когда один или оба самбиста касаются ковра какойлибо частью тела кроме ступней ног. Техника болевых приемов лежа включает в себя болевые на руки и болевые на ноги. Болевые приемы на руки включают в себя технику: рычаг локтя, узел, обратный узел, ущемление бицепса, рычаг плеча. Болевые приемы на ноги включают в себя технику: ущемление ахиллова сухожилия, рычаг колена, ущемление икроножной мышцы, рычаг бедра, узел ноги.При борьбе лежа разрешается проводить броски, перевороты, заваливания, удержания и болевые приемы.Формирование навыков бросков, болевых и удушающих приемов является длительным и трудоемким процессом, требующим от сотрудников наличия определенного уровня развития физических качеств, личностных качеств, таких как: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие.На данном этапе исследования (поисковотеоретический) проводилось изучение научной и научнометодической литературы по проблеме исследования; диссертационных исследований по обозначенной нами проблеме; обобщен опыт применения средств самбо; определены объект, предмет, подобраны методы исследования, определена база исследования; сформулированы гипотеза и задачи исследования; разработан план педагогического эксперимента. На теоретическом уровне выявлена возможность активного использования средств самбо в учебнотренировочном процессе физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России. Техника самбо может быть использована в приемах:защиты от ударов невооруженного противника; противника, вооруженного ножом, тяжелым предметом;освобождения от захватов и обхватов;при угрозе оружием, попытке обезоружить;защиты от группового нападения.Использование техники самбов физической подготовке позволит значительно повысить уровень владения приемами рукопашного боя сотрудников ОВД.
Ссылки на источники1.Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. … канд. пед. наук.: 13.00.08 / Евгений Иванович Троян; С.Петербург. унт. МВД России СПб., 2006. 207 л.
2.Троян Е.И. Использование приемов айкидо для обучения боевым приемам борьбы / Е.И. Троян // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3 (42). С. 2021.3.Троян Е.И. Использование техники каратэ при обучении курсантов / Е.И. Троян // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4. С. 6466.4.Харлампиев А.А. Техника борьбы самбо. М., 1960. 127с.5.Чумаков Е.М. Сто уроков борьбы самбо. Изд. 3е, испр., доп. М.,1988. 304с.
Правовые основы применения физической силы и боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел.
Анализ ситуаций и условий нападений правонарушителей на сотрудников полиции. Анализ применения приёмов самозащиты работниками органов внутренних дел при задержании правонарушителей.
Организация физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Объем и интенсивность нагрузки. Меры безопасности на занятиях по физической подготовке.
Общефизическая подготовка
Тема 8.1.2. Прикладная атлетическая гимнастика
Занятия по прикладной и атлетической гимнастике проводятся с целью развития ловкости, силы и силовой выносливости, воспитания смелости и решительности, формирования правильной осанки и выработки привычки к строевой подтянутости.
Занятия проводятся на гимнастических площадках, спортивных городках, в тренажерных или спортивных залах.
Тема 8.1.3. Легкая атлетика и ускоренное передвижение
Занятия по легкой атлетике и ускоренному передвижению направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости.
Занятия проводятся на стадионе, на ровной площадке
(в спортивном зале) или на пересеченной местности.
Специальные прыжковые и беговые упражнения, прыжки, метания, бег на короткие, средние и длинные дистанции, марш-броски на различные дистанции.
Боевые приемы борьбы
Тема 8.1.4. Специально-подготовительные упражнения
Стойки и передвижения, захваты, способы страховки и самостраховки, акробатические, специальные и общеразвивающие упражнения.
Тема 8.1.5. Удары руками и ногами
Прямые в голову, в солнечное сплетение;
Сбоку в голову, в нижнюю часть туловища;
Снизу в челюсть, в солнечное сплетение.
Основанием кулака:
Сверху по переносице;
Наотмашь в голову;
Назад в пах.
Основанием ладони:
Прямой в лицо.
Внутрь, наружу в голову;
Снизу в челюсть;
Сверху по спине нагнувшегося;
Назад в солнечное сплетение;
В сторону в туловище с помощь второй руки.
Носком ноги:
В голень, в пах.
В пах, в голову нагнувшегося;
Сбоку в живот.
Прямой в туловище;
Сбоку в колено (с зашагиванием).
Сверху по подъему стопы;
Назад в голень.
Тема 8.1.6. Защитные действия от ударов (руками, ногами, предметом)
Передвижениями (скользящим шагом, скачками).
Движением туловища (отклонения, уклоны, «нырки»).
Блоками (подставками), отбивами предплечьями.
Тема
8.1.7.
Освобождения от захватов и обхватов
Освобождение от захватов запястий (рукавов) спереди (сверху, снизу).
Освобождение от захвата запястья (рукава) спереди двумя руками (сверху, снизу).
Освобождение от захвата горла (одежды на груди) спереди.
Освобождение от обхвата шеи плечом и предплечьем сзади.
Освобождение от обхвата за туловище спереди и сзади, с руками и без рук.
Освобождение от обхватов (захватов) ног (ноги) спереди, сбоку.
Освобождение от захватов волос на голове спереди, сзади.
Тема 8.1.8. Задержание и сопровождение
Загиб руки за спину при подходе сзади.
Загиб руки за спину «нырком».
Загиб руки за спину «рывком».
Загиб руки за спину «замком».
Рычаг руки через предплечье.
Рычаг руки наружу.
Рычаг руки внутрь.
Дожим кисти.
Сопровождение загибом руки за спину, рычагом руки через предплечье, дожимом кисти.
Тема 8.1.9. Броски
Задняя и передняя подножка.
Через бедро.
Через плечо.
Захватом одной ноги и отхватом другой.
Спереди и сзади за две ноги.
Тема 8.1.10. Обезоруживание правонарушителя вооруженного ножом
При обезоруживании правонарушителя соблюдать следующий алгоритм действия:
Защитные действия и захват вооруженной руки с одновременным уходом с линии атаки – травмирующий удар в болевую точку – прием задержания (выбивание оружия) – отбор оружия (подбор оружия) – по ситуации: личный досмотр, сковывание наручниками, связывание – сопровождение.
Тема 8.1.11. Обезоруживание правонарушителя вооруженного пистолетом
Защиту при угрозе пистолетом спереди с близкого расстояния целесообразно выполнять уходом с линии направления ствола огнестрельного оружия наружу и проведением рычага руки наружу или внутрь.
Защиту при угрозе пистолетом сзади в упор целесообразно выполнять с поворотом кругом и проведением рычага руки наружу или внутрь.
Пресечение действий при попытке достать оружие из нагрудного кармана целесообразно выполнять при помощи рычага руки наружу или внутрь.
Пресечение действий ассистента при попытке обезоружить (изъять оружие из кобуры) при подходе сзади целесообразно выполнять при помощи рычага руки внутрь либо загиба руки за спину рывком.
Тема 8.1.12. Личный досмотр, связывание, сковывание
Личный досмотр под воздействием загиба руки за спину в положении стоя у стены.
Личный досмотр под угрозой применения оружия (специального средства) в положении лежа и стоя у стены.
Связывание брючным ремнем в положении лежа стоя у стены.
Надевание наручников в положении лежа и стоя у стены.
Тема 8.1.13. Тактико-техническая подготовка
Задачи, решаемые при обучении тактике применения боевых приемов борьбы;
Учебно-боевая практика: комплексные задания, моделирующие поиск, преследование и пресечение сопротивления ассистента: моделирование служебной деятельности по схеме: «поиск – преследование – ограничение свободы передвижения ассистента».
Тактика ведения единоборства
Тактика противодействия группе правонарушителей
Тактика действий по пресечению правонарушений в экстремальных условиях.
Преодоление полос препятствий
Тема 8.1.14. Преодоление полос препятствий
Преодоление специальной полосы препятствий.
Пресечение сопротивления ассистента в условиях прохождения полос препятствий, моделирующих ситуации преследования.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. От 05.04.2013) «О полиции» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
Приказ МВД России 13.11.2012 № 1025дсп «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел».
Приказ МВД России от 03.07.2012 № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
Приказ МВД России от 18.05.2012 № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации».
Основная
Миленин В.М., Мельников С.В., Нестругин М.А., Сафонов Д.Е., Тактика применения боевых приемов борьбы: учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2010.
Никоноров Е.А. Совершенствование физической подготовки сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 4
Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД при проведении обыска, наружного осмотра, проверки документов, надевании наручников и связывании правонарушителей: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Устюжанина.
– М.: ДГСК МВД России, 2012.
Дополнительная
1. Ахматгатин А.А., Гальцев С.А., Методика скоростно-силовой подготовки сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
2. Карасёв А.В., Миленин В.М., Сафонов Д.Е., Уфимцев И.Ю. Комплекс базовых боевых приемов борьбы: учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.
4. Методика обучения сотрудников органов внутренних дел рукопашному бою с правонарушителями: Учеб. – метод. Пособие / А.А. Лукутин, Н. Н. Устюжанин,
А. И. Орлов. – Н. Новогород: Новгород. Акад. МВД России, 2009.
5. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб. Пособие / В. Г. Колюхов. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.
8.2. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тематический план
№ п/п
| Наименование тем | Всего часов
| Теорети-ческие занятия
| Практи-ческие занятия
| Форма контроля |
8.2.1. | Организация огневой подготовки в органах внутренних дел. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами | 2 | 2 | - | - |
8.2.2. | Назначение, боевые свойства, устройство пистолета Макарова | 6 | 4 | 2 | - |
8.2.3. | Назначение, боевые свойства, устройство автомата Калашникова | 6 | 4 | 2 | - |
Зачет | 2 | - | - | 2 |
|
8.2.4. | Приемы и правила стрельбы из пистолета | 4 | - | 4 | - |
8.2.5. | Учебные стрельбы из пистолета Учебные стрельбы из пистолета по условиям упражнений КС-2012: 1 упражнение 4 упражнение 5 упражнение 6 упражнение 7 упражнение 8 упражнение 11 упражнение | - | - |
||
8.2.6. | Контрольные стрельбы из пистолета Контрольные стрельбы из пистолета по условиям упражнений КС-2012: упражнения № 4, 5 упражнения № 6, 7 упражнения № 8, 11 | - | - |
||
Зачет | 4 | - | - | 4 |
|
Всего: | 80 | 10 | 64 | 6 |
Организация огневой подготовки в органах внутренних дел России.
Меры безопасности при обращении с оружием во время несения службы, проведения занятий в тире, на стрельбище.
Правила учёта, хранения, сбережения оружия и боеприпасов в подразделениях МВД России.
Профилактика случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами.
Тема 8.2.2. Назначение, боевые свойства, устройство пистолета Макарова
Назначение пистолета Макарова, тактико-технические характеристики.
Устройство, назначение, принцип работы частей и механизмов пистолета.
Принадлежность к пистолету и ее назначение.
Порядок неполной разборки и сборки пистолета.
Порядок полной разборки и сборки после нее пистолета.
Порядок чистки и смазки пистолета, осмотр и подготовка его к стрельбе.
Задержки при стрельбе и способы их устранения.
Порядок приведения пистолета к нормальному бою.
Тема 8.2.3. Назначение, боевые свойства, устройство автомата Калашникова
Назначение и боевые свойства АК-74, весовые и линейные данные.
Устройство, назначение частей и механизмов автомата.
Неполная разборка и сборка после нее автомата.
Задержки при стрельбе из автомата и способы их устранения.
Осмотр автомата и подготовка его стрельбе.
Порядок приведения автомата к нормальному бою.
Выполнение нормативов по огневой подготовке.
Тема 8.2.4. Приемы и правила стрельбы из пистолета
Способы удержания оружия одной рукой, двумя руками.
Изготовки для стрельбы: стоя с одной и двух рук; с колена.
Прицеливание.
Спуск курка с боевого взвода.
Производство выстрела в целом.
Порядок быстрого извлечения оружия из кобуры и подготовка его к выстрелу.
Способы замены магазина в условиях ограничения времени.
Действия по командам, подаваемым при стрельбе из пистолета.
подполковник полиции
полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков /
«_____» января 2013 г.
« _____ » января 2013 г.
Билет №7
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента, захватившего сотрудника за волосы на голове спереди, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, пытающегося поднять оружие с пола, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом наотмашь в шею, и сопроводить его 2-3 метра.
Утверждаю
Протокол от _____ января 2013 № ____ Начальник ЦПП УТ МВД России по СЗФО
подполковник полиции полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков / __________________ / Н.В. Сенина /
«_____» января 2013 г. « _____ » января 2013 г.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №28
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 2: Ограничить свободу передвижения ассистента, надеванием наручников в положении стоя у стены, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента, захватившего запястье сотрудника спереди двумя руками, и сопроводить ассистента 2-3 метра.
УтверждаюПротокол от _____ января 2013 № ____
Начальник ЦПП УТ МВД России по СЗФО
подполковник полиции
полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков /
__________________ / Н.В. Сенина /
«_____» января 2013 г.
« _____ » января 2013 г.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №29
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента, захватившего одежду сотрудника на груди двумя руками, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, пытающегося достать оружие из нагрудного кармана, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом сбоку в туловище, и сопроводить его 2-3 метра.
Рассмотрены на заседании цикла БиФП Утверждаю
Протокол от _____ января 2013 № ____ Начальник ЦПП УТ МВД России по СЗФО
подполковник полиции полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков / __________________ / Н.В. Сенина /
«_____» января 2013 г. « _____ » января 2013 г.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №30
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента, обхватившего туловище сотрудника спереди без обхвата рук, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, пытающегося достать оружие из кармана брюк, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом сбоку в шею, и сопроводить его 2-3 метра.
УтверждаюПротокол от _____ января 2013 № ____
Начальник ЦПП УТ МВД России по СЗФО
подполковник полиции
полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков /
__________________ / Н.В. Сенина /
«_____» января 2013 г.
« _____ » января 2013 г.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №31
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 1: Ограничить свободу передвижения ассистента, загибом руки за спину толчком, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 2: Ограничить свободу передвижения ассистента, проведя личный досмотр в положении стоя у стены, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента, обхватившего туловище сотрудника спереди с обхватом рук, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, пытающегося обезоружить сотрудника (изъять оружие из кобуры) при подходе спереди, и сопроводить его 2-3 метра.
Рассмотрены на заседании цикла БиФП Утверждаю
Протокол от _____ января 2013 № ____ Начальник ЦПП УТ МВД России по СЗФО
подполковник полиции полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков / __________________ / Н.В. Сенина /
«_____» января 2013 г. « _____ » января 2013 г.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №32
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 1: Ограничить свободу передвижения ассистента, загибом руки за рывком, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 2: Ограничить свободу передвижения ассистента, провести личный досмотр под воздействием загиба руки за спину в положении стоя у стены, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом сверху в голову, и сопроводить его 2-3 метра.
Рассмотрены на заседании цикла БиФП Утверждаю
Протокол от _____ января 2013 № ____ Начальник ЦПП УТ МВД России по СЗФО
подполковник полиции полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков / __________________ / Н.В. Сенина /
«_____» января 2013 г. « _____ » января 2013 г.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №33
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 1: Ограничить свободу передвижения ассистента, загиб руки за спину нырком, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 2: Ограничить свободу передвижения ассистента, провести личный досмотр под воздействием загиба руки за спину в положении лёжа, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента, обхватившего туловище сотрудника сзади с обхватом рук, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, угрожающего сотруднику пистолетом спереди в упор, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом наотмашь в бедро, и сопроводить его 2-3 метра.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №34
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 1: Ограничить свободу передвижения ассистента, загибом руки за спину замком, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 2: Ограничить свободу передвижения ассистента, провести личный досмотр с использованием наручников в положении стоя у стены, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента выполнив бросок задняя подножка, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, угрожающего сотруднику пистолетом сзади в упор, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом сбоку в бедро, и сопроводить его 2-3 метра.
Рассмотрены на заседании цикла БиФП Утверждаю
Протокол от _____ января 2013 № ____ Начальник ЦПП УТ МВД России по СЗФО
подполковник полиции полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков / __________________ / Н.В. Сенина /
«_____» января 2013 г. « _____ » января 2013 г.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №35
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 1: Ограничить свободу передвижения ассистента, рычагом руки через предплечье, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 2: Ограничить свободу передвижения ассистента, провести личный досмотр с использованием наручников в положении лёжа, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента выполнив бросок задняя подножка с захватом ноги, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, угрожающего сотруднику пистолетом спереди в упор, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом прямо в шею, и сопроводить его 2-3 метра.
Рассмотрены на заседании цикла БиФП Утверждаю
Протокол от _____ января 2013 № ____ Начальник ЦПП УТ МВД России по СЗФО
подполковник полиции полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков / __________________ / Н.В. Сенина /
«_____» января 2013 г. « _____ » января 2013 г.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №36
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 1: Ограничить свободу передвижения ассистента, рычагом руки через плечи, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 2: Ограничить свободу передвижения ассистента, провести личный досмотр под угрозой применения оружия (специального средства) в положении стоя у стены, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, угрожающего сотруднику пистолетом сзади в упор, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом наотмашь в туловище, и сопроводить его 2-3 метра.
Рассмотрены на заседании цикла БиФП Утверждаю
Протокол от _____ января 2013 № ____ Начальник ЦПП УТ МВД России по СЗФО
подполковник полиции полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков / __________________ / Н.В. Сенина /
«_____» января 2013 г. « _____ » января 2013 г.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №37
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 1: Ограничить свободу передвижения ассистента, дожимом кисти под («ручку»), и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 2: Ограничить свободу передвижения ассистента, провести личный досмотр под угрозой применения оружия (специального средства) в положении лёжа, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента выполнив бросок через бедро, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, угрожающего сотруднику пистолетом спереди в упор, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом снизу в живот, и сопроводить его 2-3 метра.
Рассмотрены на заседании цикла БиФП Утверждаю
Протокол от _____ января 2013 № ____ Начальник ЦПП УТ МВД России по СЗФО
подполковник полиции полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков / __________________ / Н.В. Сенина /
«_____» января 2013 г. « _____ » января 2013 г.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №38
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 1: Ограничить свободу передвижения ассистента, рычагом руки наружу, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 2: Ограничить свободу передвижения ассистента выполнив бросок через спину, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента выполнив бросок передняя подножка, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, угрожающего сотруднику пистолетом сзади в упор, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом снизу в живот, и сопроводить его 2-3 метра.
Рассмотрены на заседании цикла БиФП Утверждаю
Протокол от _____ января 2013 № ____ Начальник ЦПП УТ МВД России по СЗФО
подполковник полиции полковник полиции
___________ /Е.Д. Дьяков / __________________ / Н.В. Сенина /
«_____» января 2013 г. « _____ » января 2013 г.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №39
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 1: Ограничить свободу передвижения ассистента, рычагом руки внутрь, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 2: Ограничить свободу передвижения ассистента, надеванием наручников в положении стоя на коленях у стены, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента выполнив бросок с захватом ног сзади, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, угрожающего сотруднику пистолетом спереди в упор, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом наотмашь в туловище, и сопроводить его 2-3 метра.
Цикл боевой и физической подготовки
Билет №40
Все технические действия заканчиваются задержанием
Задача 1: Ограничить свободу передвижения ассистента, загибом руки за спину толчком, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 2: Ограничить свободу передвижения ассистента, надеванием наручников в положении лёжа, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 3: Ограничить свободу передвижения ассистента выполнив бросок с захватом ног спереди, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 4: Ограничить свободу передвижения ассистента, угрожающего сотруднику пистолетом сзади в упор, и сопроводить его 2-3 метра.
Задача 5: Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом ножом наотмашь в бедро, и сопроводить его 2-3 метра.