Олимпйская система определения победителя
Для проведения краткосрочных турниров с участием большого числа команд используют олимпийскую систему с выбыванием после первого поражения.
К достоинствам плей-офф можно отнести минимальное количество игр, по сравнению с другими вариантами турниров, а также «бескомпромиссность» — в нём нет ни возможности, ни смысла в договорных ничьих. Плей-офф нацелен на максимально быстрое выявление сильнейшего и обеспечивает справедливое (если считать силу участников постоянной и не зависящей от того, кто с кем играет) присвоение первого места — его занимает тот, кто никому не проиграл, в то время как все прочие участники турнира кому-то проигрывают.
Неудобство плей-офф — в жёстких требованиях к количеству участников. Если это количество не соответствует норме, то единственный выход — по жребию выдать части участников технические победы или технические поражения в первом круге, что ещё больше увеличивает влияние случайного фактора на исход турнира. Единственная альтернатива — предварять турнир плей-офф серией предварительных игр за выход в основной турнир.
Плей-офф совершенно не подходит для турниров, где важно обеспечить справедливое распределение всех мест, а не только первого-третьего. Во-первых, в плей-офф на распределение мест, кроме первого (в особенности — последних), чрезвычайно сильно влияет порядок выбора пар. В случае жеребьёвки последние места распределяются практически случайно: слабый участник, которому жребий даёт сравнимых по силе противников, легко может подняться выше сильного, которому в первом же круге достался ещё более сильный соперник.
Попытка заменить жребий на какую-то осмысленную систему подбора пар по рейтингам делает турнир предсказуемым. Есть два варианта такого подбора: либо «сильный против слабого» — в каждом круге участнику с высоким рейтингом достаётся противник с низким (конкретных алгоритмов подбора может быть несколько), либо «равный с равным» — сильнейшему дают в пару второго, третьему — четвёртого и так далее. В первом случае бо́льшая часть встреч оказывается предсказуемой, а поэтому неинтересной, во втором — половина сильнейших отсеивается на первых этапах и предсказуемым оказывается финал. Поэтому всегда используют первый вариант, чтобы зритель в финале увидел настоящую игру сильнейших, а не серый финал никому не интересных команд.
Кроме того, в чистом плей-офф места, кроме первого и второго, вообще не могут быть присвоены (у всех по одному поражению), и конкретное место заменяется понятием «выход в этап». Если необходимо конкретизировать места, занятые участниками, придётся проводить дополнительные игры, из-за чего теряется основное преимущество плей-офф — быстрота.
Расписание матчей при этой системе составляется в соответствии с сеткой игр для заявленного количества участвующих команд. Затем на судейской проводится жеребьевка, в результате которой каждый коллектив получает определенный номер, согласно которому и включается в сетку.
1. При 4 командах
2. При 8 командах:
Если число команд равно 6 или 10, то сетка должна быть такой, чтобы ко второму туру осталось количество команд, равное степени двойки. В данном случае 4 или 8. Следовательно, согласно жребию, часть команд приступит к играм во втором туре, а часть - в первом.
3. При 6 командах
4. При 10 командах
При нечетном количестве команд-участниц коллективы, вступающие в игру со второго тура, распределяются таким образом, чтобы внизу сетки было на один больше.
Представляем новую программу для проведения шахматной жеребьёвки с отображением результатов в онлайн режиме.
Жеребьёвка участников может быть выполнена в швейцарской системе c использованием официального движка JaVaFo или круговой системе, а также возможно сведение пар вручную.
Открытость
Результаты и пары публикуются автоматически после каждого тура и мгновенно отображаются на сайте так, что тренеры и родители могут смотреть информацию по турниру в режиме реального времени.
Установка
Для использования программы не требуется установка дополнительного программного обеспечения и нужен только выход в сеть Интернет. Работа с программой выполняется через браузер с любого устройства, будь то: персональный компьютер, планшет или смартфон.
Как использовать
База игроков
Программа создана на базе рейтинга РШТ с огромной базой шахматистов по всей России , что позволяет довольно быстро формировать списки участников с заполненными данными о дате рождения, географии и рейтингом, в соответствии с дисциплиной в которой проводится турнир. Эти данные могут быть отредактивароны организаторами.
Масштаб
Программа может быть использована как на крупных шахматных фестивалях, так для локальных тренировочных турниров в школах и уже опробована в одновременном проведении нескольких турниров с общей численность более 250 игроков.
Функциональность
Текущий список возможностей не является окончательным и постоянно пополняется. Делитесь предложениями для улучшения программы.
Вопросы
Все идеи по расширению функционала и вопросы задавайте в
В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): кру-говой, с выбыванием после поражения и комбинированный (сме-шанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) учас-тников, сроков и др.
Каждому способу (системе) присущ порядок составления кален-даря (расписания) встреч участников соревнования - команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календа-ря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каж-дый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) по-лучает определенный номер. Для удобства далее применяется тер-мин «команда».
Круговой способ
Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Побе-дительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наи-более объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного ма-стерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.
При круговом способе количество дней соревнования при не-четном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном - на один день меньше этого числа (х = п; х - п - 1, соответственно), где х - количество игровых дней, п - число уча-ствующих команд.
Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле
где х - количество встреч; п - количество команд; (л -1) - число игр, которое должна провести каждая команда; 2 - показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.
В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может состав-ляться с учетом этого, требования - с чередованием полей или без чередования полей.
Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие но-мера команд встречаются между собой в каждый день соревнова-ний. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номе-ром которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.
Таблицу для любого числа команд можно составить самостоя-тельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если чис-ло команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй полови-ны, т.е. с 5: 5. 6. 7.
При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вер-тикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) - следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вер-тикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном слу-чае - 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить циф-ру 1 над линией.
Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участ-ниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например :
1-8,8-5,2-8,8-6 ит.д.
Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показы-вают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры сле-ва - номера команд, играющих на полях соперников.
Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями - команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.
Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.
Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: пер-вая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номе-ра попарно составляют первый игровой день. Для определения пос-ледующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).
При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 - команда в этой паре не играет (выходная).
При большом количестве команд и ограниченном времени со-ревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыг-рывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые -с 7-го по 12-е, третьи места - с 13-го по 18-е. Результаты предвари-тельных игр засчитываются в финале.
Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие коман-ды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше спо-собам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения пос-ледующих мест.
Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змей-кой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошло-годних и др.).
Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 мес-та рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.
Рассеивание змейкой производится следующим образом: на ос-новании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).
В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возмож-ны варианты: первый - за победу - 3 очка, ничью - 2, поражение -1 и неявка - 0; второй - за победу - 2, ничью - 1, поражение и неяв-ка - 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу - 2 очка, пора-жение - 1 и неявка - 0.
В спортивных играх проводятся соревнования, в которых уча-ствует несколько команд («клубный зачет») - две и больше, напри-мер студенческих; детско-юношеских - несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.п. Победителем считается кол-лектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.
При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовлен-ности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая - 3, третья - 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется полови-на очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).
Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же оч-ков, сколько взрослым и т.п.
Для учета результатов соревнований по круговому способу при-меняется таблица, в которой отражается вся необходимая инфор-мация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).
При проведении соревнований в два круга каждая клетка делит-ся горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются ре-зультат встречи двух команд и положенные очки, первым простав-ляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Напри-мер, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3 и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в со-ответствующих клетках проставляются аналогичным порядком ре-зультаты всех команд.
В практике проведения соревнований по спортивным играм приняты такие системы розыгрыша: круговая, с выбыванием и смешанная.
При выборе системы розыгрыша учитывают задачи, которые ставят перед соревнованием, возможные сроки проведения, уровень подготовленности участников, территориальные условия, наличие спортивных баз и материальные затраты.
Круговая система. В соревнованиях по круговой системе все участники встречаются друг с другом, как правило, два раза - на своем поле и поле соперника. Эта система позволяет наиболее точно определить действительное соотношение сил на данных состязаниях. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков.
Недостатком круговой системы является сравнительно малый охват участников и длительное время проведения розыгрыша, что связано с увеличением материальных расходов (большое количество площадок, расходы на организацию аппарата, проводящего соревнования, и т. д.).
Календарь (порядок встреч) игр по круговой системе составляют следующим образом. Главный судья проводит жеребьевку, после чего каждый участник получает определенный номер. Затем составляют пары участников на каждый день соревнований.
Чтобы составить расписание игр, нужно определить количество календарных дней и общее количество встреч.
Количество встреч определяется по формуле:
В тех случаях, когда в соревновании участвует довольно большое количество участников, а время проведения ограничено, календарь встреч по круговой системе несколько изменяют. Всех участников предварительно делят на подгруппы и проводят встречи по круговой системе - определяется место каждого участника. Затем занявшие первые места играют между собою, вторые - между собою и т. д. Результаты игр оценивают определенным количеством очков за выигрыш, ничью и проигрыш. Если в соревнованиях от коллектива участвует одна команда, применяют следующие варианты оценок (в очках): победа - 2; ничья - 1; поражение - 0. Когда от одного коллектива выставляется несколько команд, то прибегают к дифференцированной оценке результатов каждой команды. Так, в первенстве Ленинграда по баскетболу каждый коллектив выставляет 2 мужские и 2 женские команды, а также 3 команды мальчиков и 3 девочек. Результаты игр оценивают следующим образом: первые мужские и женские команды за выигрыш получают 10 очков, вторые - 6 очков, старшие юноши - 6 очков, средние ■- 4 и младшие - 2 очка. Учитывают и оформляют результаты соревнований по круговой системе в виде специальной таблицы (рис. 5). Система с выбыванием состоит в том, что команда или участник, проигравшие встречу, выбывает из дальнейшего участия в со-
Количество календарных дней при нечетном составе участников равно количеству участников, при четном - на единицу меньше.
При составлении календаря применяется два способа: с чередованием полей и без чередования.
Календарь с чередованием полей составляют таким образом. Берут нечетное число участников и чертят соответствующее число вертикальных линий, вокруг которых по порядку пишут номера. В результате справа и слева от каждой вертикали будут расположены участники, что соответствует одному дню соревнований. На рис. 3 показан пример составления календаря для 5 команд.
Если количество команд четное (для нашего примера 6), то команде, не играющей в данный день (0), подставляют очередную цифру. Такой способ дает возможность распределить пары с чередованием поля (принято, что первая цифра соответствует команде, на поле которой проводится соревнование).
Таблицы розыгрыша с чередованием полей составляют также иным путем: пишут встречающиеся пары в соревнованиях первого, второго и т. д. дня в строчку.
Для примера составим календарь для 6 команд.
Первый день встреч определяется следующим образом: 1-6; 2-5; 3-4, т. е. половина цифр (1...2...3) занимает в ряду пар первое место, а остальные цифры (6, 5, 4) ставятся справа от каждой цифры в уменьшающемся порядке. Встречи во второй и последующие дни составляют по таким правилам. Наибольший номер (в данном случае 6) включают в первую пару и ставят в четный день соревнований первым, а в нечетный - вторым. В паре с наибольшим номером ставится последний номер предыдущего ряда. Для составления следующей пары берется свободная цифра последнего ряда, соединяется с рядом стоящей цифрой следующей пары и ставится от нее справа. Третья пара составляется так же. В результате календарь для 6 команд будет выглядеть следующим образом:
первый день: 1-6, 2-5, 3-4; второй день: 6-4, 5-3, 1-2; третий день: 2-6, 3-1, 4-5; четвертый день: 6-5, 1-4, 2-3; пятый лень: з-6, 4-2, 5-1.
Календарь без чередования полей используют, когда соревнование проводится на одной площадке. Определяют количество календарных дней и соответственно этому составляют пары.
Для примера составим календарь для 6 команд (рис. 4).
Принцип составления: во второй и последующие дни первый номер остается на месте, а все остальные передвигаются на одно место против движения часовой стрелки.
Если количество команд будет нечетным (например, 5), то вместо следующего четного надо ставить ноль.
ревнованиях. В результате к концу состязания остаются две команды, которые после встречи между собой в финале занимают первое и второе места.
Эта система дает возможность при большом количестве участников провести соревнования в короткие сроки. Однако тогда определяются только первое и второе места. Кроме того, в финал могут выйти не самые сильные команды.
Календарь соревнований по этой системе составляют следу-
ющим образом. После жеребьевки всех участников пишут по порядку номеров в одну колонну. Если число их кратно двум (4, 8, 16, 32, 64 и т. д.), то в первый день в состязаниях принимают участие все команды; их соединяют по парам по принципу сверху вниз.
На рис. 6 приведен пример составления такого календаря.
Несколько сложнее составить календарь, когда число команд не кратно двум. В таком случае нужно определить, сколько из них будет играть в первый день, чтобы ко второму дню осталось количество команд кратное двум. Для этого прибегают к формуле:
где А - количество участников, п - такая степень, при возведении в которую основания «2» получается число, наиболее приближенное, но меньшее, чем количество участников.
Например, при 12 командах в первый день будет играть
Х = (12-2 3)-2=(12-8)-2=4-2=8, остальные 4 команды вступают в игру на второй день (рис. 7). При четном количестве отдыхающих команд в первый день не играет одинаковое количество участников снизу и сверху, при нечетном - снизу на одного больше (рис. 8).
В некоторых случаях при проведении соревнований по системе с выбыванием соперники встречаются дважды: один раз на своем поле, другой - на поле противника.
На рис. 9 показана итоговая таблица соревнований по системе с выбыванием.
Смешанная система предполагает проведение части игр по системе с выбыванием и по круговой системе. Чаще всего начинают играть по системе с выбыванием, а заканчивают круговой системой, розыгрыша. Но бывают и обратные варианты.
Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва
Способы проведения соревнований по шахматам
Методика проведения шахматных турниров существенно отличается от соревнований по другим видам спорта. Однако ее можно успешно применять при проведении состязаний по настольному теннису, теннису, бадминтону, а также турниров по спортивным играм с большим количеством команд.
Однажды в нашей школе проводились соревнования по шахматам. Я обратил внимание, что формула проведения соревнований у шахматистов сильно отличается от других видов спорта. Поначалу мне было интересно в них разобраться, а потом пришла идея использовать ее при проведении соревнований во многих видах спорта с большим количеством участников. Однако плюсы и минусы есть везде.
Представьте, что сто человек приехали для участия в соревнованиях в вашу школу, расположенную за несколько десятков, а то и сотен километров от их мест жительства. Проводить турнир по олимпийской системе, основанной на принципе «проиграл – вылетел», неправильно, прежде всего, с позиции тех участников, которые потерпят поражение в первом раунде. Проделать такой путь и тут же обратно? Не проще ли было вовсе не приезжать? Уверен, если бы вы оказались на месте этих детей, то больше на соревнования подобного рода не поехали бы никогда.
Ненамного эффективнее и система «до двух поражений» для тех, кто не очень силен, и даже для тех, кого жребий сведет с сильными соперниками на первом же этапе. Частично решит вопрос так называемый «посев» участников. Однако проведение кругового турнира по данной системе не представляется возможным из-за большого количества участников.
Именно поэтому в шахматном мире распространены другие системы проведения соревнований.
Швейцарская система
Впервые эта система была применена на шахматном турнире в
( ) в , откуда и получила свое название. Основной принцип ее заключается в том, что спортсмены из турнира не выбывают, а для определения победителей требуется небольшое количество туров.В соревнованиях, проводимых по швейцарской системе, количество туров определяется Положением, а система подбора соперников организована так, чтобы по окончании турнира всех игроков можно было ранжировать по местам.
Минимальное число туров, необходимое для справедливого определения призовой тройки в зависимости от числа участников, представлено в табл. 1 .Таблица 1
Швейцарская система
Перед проведением турнира каждому игроку присваивается номер случайным жребием или по . В первом туре пары участников составляются по следующему принципу: первый номер получает себе в соперники первого участника из нижней половины списка участников (таблицы), второй – второго, и т.д. При нечетном количестве участников игрок, оставшийся без соперника, получает победу (очко) без игры.Перед началом следующего тура все игроки, набравшие одинаковое количество очков, разбиваются на группы. После первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе число игроков нечетное, то один из них переводится в другую группу.
Пары участников для второго тура составляются внутри трех новых групп по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу: лучший игрок из верхней половины группы встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы. Так же организуется распределение участников по парам и в последующих турах. При этом важно не допускать, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры, а также следить за чередованием цвета фигур. Если игрок играл одну партию черными фигурами, то следующую (по возможности) он должен играть белыми и наоборот. В идеале за весь турнир игроки должны сыграть равное количество партий белыми и черными фигурами, при этом не допускается играть одним и тем же цветом три партии подряд (за исключением последнего тура).
По окончании турнира игроки распределяются по набранному количеству очков, и очень часто несколько игроков по его итогам имеют равное количество очков. В таких случаях игроки не делят места между собой, а распределяются по дополнительным показателям.
Дополнительные показатели
Коэффициент Бухгольца.
Усеченный коэффициент Бухгольца.
Если у двух или более участников оказываются равными и количество набранных очков, и коэффициенты Бухгольца, то из коэффициента Бухгольца каждого участника вычитают результат соперника с меньшим количеством очков. Если и после такого вычитания коэффициенты остаются равными, процедура повторяется, то есть вычитается результат следующего слабейшего соперника и т.д.Суммарный (средний) рейтинг соперников.
Преимущество получает игрок, у которого окажется выше суммарный (средний) рейтинг соперников, с которыми он встречался по ходу турнира.Коэффициент прогресса.
Более высокое место занимает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте, чем другие, то есть тот, кто одерживал победы в первых турах, когда велика вероятность отобрать очки у сильных соперников. Тот, кто завоевывал очки в конце турнира, когда, как правило, уже встречаются соперники равные по силам, занимает более низкое место.Коэффициент Бергера
. Преимущество получает участник, у которого окажется больше сумма дополнительных очков, определяемая из суммы всех очков противников, у которых он выиграл, и половины суммы очков противников, с которыми данный участник сыграл вничью. На практике более высокое место занимает тот, кто одержал победу, обыграв более сильных противников, набравших больше очков в турнире. Выигрыш у участника, имеющего ноль очков, не влияет на коэффициент Бергера.Чаще всего в современных шахматных турнирах в качестве дополнительного показателя применяют коэффициент прогресса, а при его равенстве – коэффициент Бухгольца. Все эти дополнительные показатели можно использовать при распределении итоговых мест в турнирах, проводимых и по круговой системе.
Преимущества
Число туров в соревнованиях почти такое же, как и при олимпийской системе (с выбыванием), но при этом всех участников удается распределить по итоговым местам.
В каждом туре (кроме первых одного-двух) встречаются игроки примерно равные по силам.
Жеребьевка, если она применяется, играет небольшую роль. Даже если на первом этапе встретились два сильных соперника, в случае поражения у них остаются шансы, чтобы занять призовое место или даже победить.
Все участники получают большой игровой опыт.
Такую систему можно использовать на так называемых открытых шахматных турнирах, в которых принимают участие как гроссмейстеры и мастера, так и начинающие игроки.
Недостатки
Справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы места часто распределяются по дополнительным показателям, которые в большинстве своем зависят от жребия – от соперника, который тебе достался в том или ином туре.
Иногда два участника, набравшие больше всех очков, не встречаются между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, а не в очном противостоянии.
Правило чередования цвета и количество игр белыми и черными фигурами не всегда удается соблюдать.
Если в течение турнира выбывает один из игроков, то в следующем туре участник, которому достается играть с выбывшим, получает очко, как за победу. Это несправедливо, но другого пути нет, так как невозможно отменить результаты предыдущих туров.
При нечетном количестве участников турнира в каждом туре один игрок получает победу, не сыграв матча.
Велика вероятность, что в первом туре встретятся сильные соперники, что может ухудшить шансы проигравшего.
Самое сложное в швейцарской системе – распределить участников по турам. Сейчас практически все шахматные турниры проводятся с использованием компьютерной программы, которая при формировании пар соперников учитывает не только количество очков, но и то, встречались ли соперники раньше, чередование цвета фигур, а при итоговом распределении мест может выбрать необходимые дополнительные показатели в соответствии с Положением о соревнованиях.
Возможны искусственные (договорные) ничьи. Когда в середине соревнований встречаются игроки примерно равного уровня и каждого из них устраивает его турнирное положение, им становится невыгодно играть на победу, так как в острой борьбе выше вероятность поражения, а значит, можно существенно потерять в очках. Победа даст более сильного (а не равного) соперника в следующем туре. Такая ситуация провоцирует соперников на соглашение на ничью. В результате оба игрока получат по пол-очка, сохранив свое положение в турнире, и возможность получить очки в партиях с более слабыми соперниками в следующем туре.
Один из способов борьбы с «договорняками» – запрет на ничьи. Например, в случае ничьей в основной игре в этом же туре играется дополнительная партия по особым правилам, не допускающим ничейного результата. Это может быть блиц-партия по схеме: 6 минут белым, 5 минут черным, а в случае ничьей черные объявляются победителем.
Другой способ разработал Сильвио Данаилов (Болгария), – это так называемые
«софийские правила». Впервые они были применены в 2005 году на турнире в Софии. Их суть состоит в следующем:Игроки не должны говорить между собой в течение партии.
Игроки не должны предлагать ничью своим соперникам.
Предложения ничьей разрешаются только через главного арбитра в трех случаях:
– тройного повторения позиции;
– теоретически ничейного положения на доске;
– правила 50 ходов . Согласно ему игрок, имеет право потребовать ничью, если на протяжении последних 50 ходов каждого игрока ни одна фигура не была взята, и ни одна пешка не сделал хода.
Схевенингенская система
Эта система получила свое название после турнира 1923 года в голландском Схевенингене, где она была применена впервые в шахматном турнире
. Схевенингенская система применяется в турнирах как с личным, так и с командным зачетом. При этом все участники одной группы (или команды) играют только с участниками другой группы (команды), не встречаясь между собой. Очередность игры с партнерами и цвет фигур определяются жеребьевкой. Командам присваиваются буквы, а их участникам – порядковые номера. Цвет фигур для первого тура определяется жребием, и это означает, что белыми (черными) будут играть все участники команды. В первом туре встречаются участники, имеющие одинаковые номера (см. табл. 2 ). Во втором туре цвет фигур меняется, и происходит так называемая «сдвижка номеров соперников». Игрок 1 команды А получает в соперники игрока 2 из команды В, игрок 2 команды сыграет с игроком 3 команды В и т.д. (см. табл. 2 ). В третьем туре опять меняются цвета фигур и происходит очередная сдвижка номеров.Таблица 2
Схевенингенская система для двух команд
Игровой стол1-й тур
2-й тур
3-й тур
4-й тур
5-й тур
6-й тур
А1 – В1
А1 – В2
А1 – В3
А1 – В4
А1 – В5
А1 – В6
А2 – В2
А2 – В3
А2 – В4
А2 – В5
А2 – В6
А2 – В1
А3 – В3
А3 – В4
А3 – В5
А3 – В6
А3 – В1
А3 – В2
А4 – В4
А4 – В5
А4 – В6
А4 – В1
А4 – В2
А4 – В3
А5 – В5
А5 – В6
А5 – В1
А5 – В2
А5 – В3
А5 – В4
А6 – В6
А6 – В1
А6 – В2
А6 – В3
А6 – В4
А6 – В5
Схевенингенская система очень удобна для проведения товарищеских и тренировочных встреч. Она очень часто использовалась при проведении международных матчей и в ряде других соревнований. В СССР применялась в турнирах на звание мастера спорта, в которых мастера спорта (команда А) играли против кандидатов в мастера спорта (команда Б). Если кандидат набирал 50% очков в таком турнире, ему присваивалось звание мастера спорта СССР.
Сейчас эта система находит большее применение в других индивидуальных игровых видах спорта: настольном теннисе, бадминтоне, теннисе, дартсе, а также в соревнованиях по индивидуальным видам спорта, где нужно определить командный зачет между клубами или регионами: фехтовании, стрельбе, единоборствам. Можно использовать ее и в командных видах спорта с небольшим количеством игроков: пляжном волейболе, баскетболе 3×3. Особую популярность эта система приобретает при проведении соревнований на больших совместных тренировочных сборах двух или нескольких клубов, а также в спортивных и оздоровительных лагерях.